Профилактика внутренних хищений и мошенничества персоналом

Профилактика внутренних хищений и мошенничества персоналом

Охранная деятельность \\ 13.05.2011 15:23 \\ Союз Руководителей СБ Урала \\ Екатеринбург

Ежегодные потери в компаниях из-за воровства, злоупотреблений или иных мошеннических схем персонала могут достигать до 7% выручки. И эти показатели, к сожалению, для России не потолок, скорее "норма". Внутренние хищения и мошенничество персонала способно не только снизить конкурентоспособность компании, но и привести ее к краху - банкротству.

Если не можешь победить врага, создай его и победи

Ежегодные потери в компаниях из-за воровства, злоупотреблений или иных мошеннических схем персонала могут достигать до 7% выручки. И эти показатели, к сожалению, для России не потолок, скорее "норма". Внутренние хищения и мошенничество персонала способно не только снизить конкурентоспособность компании, но и привести ее к краху - банкротству.

По мнению специалистов по безопасности хищение персоналом складывается из 2 компонентов:

  1. желание украсть (побудительный мотив);
  2. возможность хищения (безнаказанность, отсутствие должного учета).

Отмечу ещё одну важную составляющую - психологическое оправдание преступником совершенного хищения. "Не убудет", "все воруют" и т.п. – эти предлоги позволяют человеку заглушить совесть.

Выделяют и такое понятие как "компенсаторное воровство". Персонал, чувствуя, что его труд не оплачивается (не оценивается) в должной мере, позволяет компенсировать разницу хищениями или не выполнением в полном объеме должностных обязанностей. Применяются принципы "Как платят, так и работаю", "До чего дотянутся руки (что плохо лежит), то и беру".

Наиболее опасны топовые должности. Работник украдет гайку, а коммерческий директор сразу вагон гаек. Хотя не стоит забывать, что 5 000 работников по 1 гайке в кармане каждый день - вот тебе и вагон в месяц.

Предотвращение внутренних хищений - процесс сложный, комплексный, включающий в том числе работу с персоналом, направленную на профилактику преступлений. Крупные компании разрабатывают программы по борьбе с хищениями и мошенничеством – это комплекс мероприятий, который включает в себя отлаженную систему внутреннего контроля и аудита, прозрачные закупочные и тендерные процедуры, не позволяющие завышать стоимость услуг или оборудования, строгий контроль за расходованием средств, а также систему контроля, учета, проверок хозяйственной и финансовой деятельности. Эти меры направлены на борьбу с "откатами" и хищениями корпоративного имущества. В то же время программа – это комплекс мотивационных мероприятий, направленных на формирование нетерпимого отношения сотрудников к фактам хищений и мошенничества.

 

Главная задача компании добиться осознания персоналом того, что воровать стыдно, что обворовывая компанию, сотрудник обворовывает себя и своих коллег. Необходимо активно пропагандировать честный образ жизни.

Не помешает и внедрение системы общественного контроля, проведение регулярных проверок хозяйственной и финансовой деятельности. По итогам этих мероприятий рекомендуется принимать решения о наказании виновных, вплоть до уголовного преследования.

Должен действовать принцип "неотвратимости наказания", особенно уголовного – это действенная профилактическая мера для людей, занимающихся противоправной деятельностью.

Пойманный за хищение сотрудник должен быть уволен, а материал о правонарушении передан в милицию для возбуждения уголовного или административного дела. Нельзя прощать подобные нарушения и безнаказанно отпускать сотрудника! Руководству компании необходимо быть принципиальным ко всем внутренним "врагам".

Компания должна придерживаться твердой позиции "Воровство карается, и будет караться с особой жесткостью". Брать чужое - это преступление, и за это можно сесть в тюрьму, материалы проверок передаются в правоохранительные органы, администрация компании добивается возбуждения уголовных дел по фактам хищений и мошенничества, полной компенсации стоимости похищенного. Все руководители и менеджеры, пойманные на воровстве, без исключений, увольняются, о выявленных фактах становится известно общественности.

Сотрудники должны это ощутить это на конкретных действиях, а не на пустых декларациях руководства!

Необходимо создать такие условия работы в компании, чтобы каждый работник был озабочен делами своей компании. От того насколько хорошо в ней обстоят дела, зависит заработная плата каждого работника.

Хорошая профилактика воровства – это создание в компании такой модели поведения сотрудников, которая направлена на предупреждение противоправных действий собственными силами работников.

ВАРИАНТ ПРОФИЛАКТИКИ ХИЩЕНИЙ от EKB-SECURITY.RU

Суть метода можно вкратце описать выражением "Если не можешь победить врага, создай его и победи".

Как вариант, в коллектив можно специально "ввести своего человека", который отработав определенный период времени, совершит "контрольное" хищение. Конечно, такой работник будет успешно задержан. Задержание, изъятие похищенного рекомендуется проводить при коллективе с привлечением сотрудников милиции. Для усиления эффекта после выявления рекомендую довести до коллег, что работник уволен по статье, заведено уголовное дело. Подтвердить это можно копиями документов вывешенных на доске информации для персонала.

После такого эпизода у руководства совместно со службой безопасности появляется возможность ввести регламенты, ограничивающие "свободу" персонала (закрутить гайки). Коллективом такие меры воспримутся уже с пониманием, без противодействия.

Артем Павлов, "Агентство экономической безопасности- D.I." (Екатеринбург) считает:

«Одним из основополагающих факторов совершения противоправных действий в отношении работодателя является "иллюзия безнаказанности". Нелояльный сотрудник считает, что при определенных условиях ему удастся избежать наказания. Вопрос в том, как исключить в понимании работника такую иллюзию. Здесь, на мой взгляд, два основных элемента. Во-первых, все разбирательства по фактам ЧП на предприятии должны доводиться до логического завершения с передачей (гласно или не гласно) результатов расследования работающим сотрудникам. И, во-вторых, необходимо использовать регулярные проверки на полиграфе (детекторе лжи) как контрмотивирующий инструмент предупреждения противоправных действий. Невозможность скрыть от специалиста-полиграфолога какую-либо информацию будет являться мощнейшим сдерживающим фактором для любого, даже потенциально нелояльного сотрудника.»

Принципы борьбы с хищениями

  1. Комплексный подход. Осуществление мероприятий на постоянной основе по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию хищений, а также проведение работ по минимизации негативных последствий хищений, в т.ч. принятие мер по возмещению ущерба лицами, совершившими хищение.
  2. Экономическая целесообразность. Необходимо помнить, что затраты на реализацию не должны превышать эффект от применения.
  3. Согласованность действий. Деятельность по борьбе с хищениями должна осуществляться на основе четкого выстроенного взаимодействия между подразделениями компании.
  4. Эффективное информирование персонала о деятельности по борьбе с хищениями.
  5. Вовлечение в процесс борьбы с хищениями всего персонала, контрагентов, клиентов и партнеров.
  6. Принципиальность в подходе к нарушителям. Ответственность за совершенные деяния должна быть одинакова для всех независимо от должности, заслуг и личных отношений.

Рекомендации по снижению хищений персоналом

  1. Предварительный кадровый отсев лиц, уличенных в хищениях на прошлых местах работы.
  2. Использование полиграфа (детектора лжи) при приеме новых сотрудников или проведении служебных расследований.
  3. Работа с коллективом - пропаганда, поощрение честной работы в компании, создание в коллективе атмосферы честности и неприятия хищений.
  4. Систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств. Создание условий оперативного выявления хищения - учет, инвентаризация.
  5. Персональная ответственность работников за вверенное имущество, ТМЦ.
  6. гласности выявленных фактов хищения. Осуждение коллективом. Доска позора.
  7. Принцип неизбежности самого
  8. Особый контроль за группой риска коллектива, новыми сотрудниками.
  9. Придание строгого наказания за хищения. Увольнение по статье, передача материала в милицию.
  10. Организация в компании "Горячей линии" по борьбе с хищениями и мошенничеством (телефон, автоответчик, электронная почта, почтовый абонентский ящик и др.).
  11. Внедрение разных видов специального контроля, направленных на снижение рисков хищений.
  12. Оснащение объектов инженерно-техническими средствами охраны и средствами специального инструментального контроля.

При подготовке использовался материал "Комплексной программы по борьбе с хищениями и мошенничеством в Госкорпорации "Росатом" и организациях, входящих в ее контур управления (2010 - 2011 годы)"

Комментарии:

Статьи Охранная деятельность

Подготовка профессиональных охранников. Основные этапы.

Подготовка профессиональных охранников. Основные этапы.

Охранная деятельность \\ 10.04.2018 18:24 \\ Комментарии()

Профессия охранника - сложная профессия требующая определенных навыков. Для их получения требуется пройти длительное обучение.

Беспилотные дроны на службе безопасности

Беспилотные дроны на службе безопасности

Охранная деятельность \\ 10.04.2018 18:10 \\ Комментарии()

Внедрение беспилотников обусловлено и желанием значительно сэкономить на подъеме в воздух иной дорогостоящей спецтехники и возможности не подвергать дополнительной опасности экипаж летательного аппарата, ведь дрон может успешно справиться с этими задачами и самостоятельно.

Стоит ли ЧОПу инвестировать в сервис, если клиенты услуг пультовой охраны почти не обращают на него внимание?

Стоит ли ЧОПу инвестировать в сервис, если клиенты услуг пультовой охраны почти не обращают на него внимание?

Охранная деятельность \\ 15.02.2018 18:13 \\ Бестселлер Секьюрити. Активные продажи услуг пультовой охраны. \\ Комментарии()

Стильный офис, а лучше пять. Красивая девушка-первостольник с кофе и конфетами. Ребрендинг фирменного стиля или сувениры с логотипом компании. Мы много слышим о необходимости постоянно улучшать сервис, чтобы предвосхитить ожидания клиента. Но так ли это важно? Где граница увеличивающихся расходов?

Часть 2. Как отобрать 3-х лучших продавцов услуг пультовой охраны из 160 кандидатов.

Часть 2. Как отобрать 3-х лучших продавцов услуг пультовой охраны из 160 кандидатов.

Охранная деятельность \\ 10.01.2018 11:12 \\ Бестселлер Секьюрити. Активные продажи услуг пультовой охраны. \\ Комментарии()

В прошлой статье мы выяснили – для получения 3-4 эффективных сотрудников надо установить не менее 160 контактов. И лишь 80 из них дойдут до первого собеседования. Но чтобы эти 80 до нас дошли, вакансию надо «продавать» уже на этапе установления контакта.

Часть 1. Как с нуля подобрать персонал в отдел активных продаж услуг пультовой охраны.

Часть 1. Как с нуля подобрать персонал в отдел активных продаж услуг пультовой охраны.

Охранная деятельность \\ 07.12.2017 17:19 \\ Бестселлер Секьюрити. Активные продажи услуг пультовой охраны. \\ Комментарии()

Достаточно часто приходится слышать: «Мы один из самых сильных ЧОПов в городе и по числу ГБР, и по качеству услуг. А толковых продажников найти не можем. Никто не хочет работать – всем подавай фиксированный оклады, и чтобы лишний раз не напрягаться. А если кто и приходит, то выдерживает месяц-два».

Активные продажи услуг пультовой охраны. Три аргумента «За» и два – «Против».

Активные продажи услуг пультовой охраны. Три аргумента «За» и два – «Против».

Охранная деятельность \\ 16.08.2017 18:19 \\ Бестселлер Секьюрити. Активные продажи услуг пультовой охраны. \\ Комментарии()

Слишком оптимистично предполагать, что в природе остались «незамужние» объекты. Скорее всего услуги пультовой охраны они уже покупают у кого-то из конкурентов. И для того, чтобы переключить их на себя – даже агрессивной ценовой политики или какой-то уникальности предложения – не всегда достаточно.

Эксперты по безопасности назвали 6 веских причин отказаться от постовой охраны в ночное время

Эксперты по безопасности назвали 6 веских причин отказаться от постовой охраны в ночное время

Охранная деятельность \\ 10.04.2015 15:22 \\ ООО "Охранная фирма "ТИТАН" \\ Комментарии()

Эксперты рынка охранных услуг рассказали, в чем состоит неэффективность использования постовой охраны в ночное время суток и какова цена выбора между физической и пультовой охраной.

Эксперты: как обеспечить безопасность своего предприятия и не оказаться «вне закона»

Охранная деятельность \\ 18.03.2015 17:18 \\ Лидия Белькевич \\ Комментарии()

Как оценить реальные возможности охранной структуры, не оказаться «вне закона» и исключить «имитацию бурной деятельности» при организации охраны своего предприятия.

Как выбирать NVR-видеорегистратор для IP-систем видеонаблюдения

Как выбирать NVR-видеорегистратор для IP-систем видеонаблюдения

Охранная деятельность \\ 01.07.2014 16:15 \\ АЙРОН-РУС \\ Комментарии()

В этой статье мы рассмотрим основные характеристики на которые нужно обращать внимание при выборе сетевого видеорегистратора

Сравнительная характеристика поворотных (Speed dome) аналоговых и IP камер

Сравнительная характеристика поворотных (Speed dome) аналоговых и IP камер

Охранная деятельность \\ 01.07.2014 16:07 \\ АЙРОН-РУС \\ Комментарии()

Недостатки и преимущества поворотных камер видеонаблюдения. Большой зум и возможность управления, делают видеонаблюдение практичнее

статьи

Книги

Системы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации

ISBN: 978-5-7695-6218-1
Год: 2010 (май)
Страниц: 512

 

 

Учебное пособие представляет собой 5-е издание, дополненное и переработанное. Книга незаменима при обучении специалистов по монтажу любых видов сигнализаций: пожарных, охранных и охранно-пожарных. Представлены также общие сведения об организации охраны на объекте.

Технические средства охраны

Системы охранной сигнализации: основы теории и принципы построения

ISBN: 978-5-9912-0025-7
Год: 2008
Страниц: 496

 

Учебное пособие поможет при прохождении теоретических курсов специалистами в области охраны. Здесь есть всё об эксплуатации технических средств охраны. Это второе, дополненное издание, созданное на основе лекций.

Технические средства охраны

Системы контроля и управления доступом

Год: 2010
Страниц: 272

 

Книга адресована широкому кругу лиц, занятых в области службы безопасности на различного уровня объектах. Прилагается перечень нормативных материалов.

 

Технические средства охраны

вверх