Блоги Юридическая безопасность

Свободные и демократические выборы как преграда политической коррупции *

Юридическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

А. А. Вешняков , кандидат юридических наук, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Коррупция имеет интернациональный характер.

А. А. Вешняков , кандидат юридических наук, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

 

Коррупция имеет интернациональный характер. С этим явлением сталкивается не только Россия, но и довольно развитые, демократические страны.

Проникновение коррумпированных и криминальных лиц во власть приводит к серьезным негативным последствиям. Снижается доверие к власти, люди перестают верить процедуре ее формирования; наблюдается отчуждение власти от общества и гражданских институтов. Девальвируется значение права и закона как инструментов регулирования общественной жизни.

В России распространение различных злоупотреблений в сфере формирования государственной власти обусловлено рядом факторов. Это трудности перехода к демократии, от административно-командной системы управления к рыночным механизмам. Это также неразвитость и несовершенство законодательства, отсутствие демократических традиций, должной правовой и политической культуры населения. Возникновение новых хозяйствующих субъектов, высокие темпы первичного накопления капитала, не всегда имеющего законный характер, предопределили особый интерес со стороны финансовых и промышленных групп к формированию власти. Реализуется такой интерес путем поддержки коррумпированных чиновников в структурах действующей власти или путем вхождениявнеенепосредственно.

 

Не вызывает сомнения, что государство, его институты, гражданское общество должны поставить заградительные барьеры разрастанию коррупции. Одним из эффективных способов борьбы с политической коррупцией должен стать процесс демократического формирования власти через выборы – открытый и прозрачный для общества, всех граждан.

Если взглянуть на новейшую российскую историю, то на уровне субъектов Российской Федерации существовала практика назначения их руководителей, а в настоящее время – это прямые выборы. Назначение региональных руководителей, с одной стороны, имеет некоторые преимущества, в том числе способствует укреплению властной вертикали и управляемости в экономике. Но за этим следуют несомненные потери. Так, в случае возврата к подобной системе будет снижена возможность контроля гражданского общества за формированием региональной исполнительной власти, а значит, с учетом реалий нашей современности может быть дан дополнительный импульс развитию коррупции. Прямые выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволили повысить роль, самостоятельность и ответственность граждан за результаты формирования власти и институтов гражданского общества. Это способствует как развитию политической конкуренции, так и ответственности избранных руководителей перед избирателями. Кроме того, выборы позволяют осуществлять необходимую для развития гражданского общества ротацию политических элит.

 

Но существующий сейчас в России институт выборов также не лишен недостатков: при возрастании пропагандистских и финансовых рычагов на выборах одновременно как бы снижается роль избирателя; он все в большей степени подвергается различного рода воздействиям, особенно через СМИ. Порой и сами избиратели «продают» свой голос. Причем зачастую это облечено в весьма пристойную форму, такую, например, как благотворительность. В этом контексте негативная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге. Здесь существует так называемый специальный фонд для каждого депутата Законодательного Собрания города. Источником формирования является городской бюджет, а используются эти средства депутатами для благотворительных целей в своих избирательных округах. Полагаем, эту систему «бюджетной заботы» об избирателях необходимо ликвидировать, так как она создает нездоровую атмосферу в деятельности городского парламента и на выборах тоже.

 

Что нужно делать, чтобы выборы стали преградой для политической коррупции в России? Первое – развивать, конкретизировать законодательство о выборах, корректировать не оправдавшие себя на практике нормы. Второе – совершенствовать правоприменительную деятельность, судебную практику по разрешению избирательных споров, повышать правовую и политическую культуру всех участников избирательного процесса: от административно-политической элиты до, как принято говорить, рядового избирателя.

В реализации первого направления необходимо точно определить болевые точки избирательного процесса и механизмы их санации и на этой основе сформулировать соответствующие правовые позиции и реализовать их в законе.

 

Для этого Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее – ЦИК) организован диалог с ведущими учеными-юристами, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, политологами, председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Этой цели посвящена деятельность созданного при ЦИК России Научно-методического совета. В 2000 г. совместными усилиями подготовлена программа совершенствования и развития российского избирательного законодательства, которая одобрена на парламентских слушаниях в Государственной Думе и поддержана Президентом Российской Федерации 1 .

 

С какими проблемами при реализации программы приходится сталкиваться? Для того, чтобы реализовать намеченное, необходимы совместные усилия парламента и ЦИК России, что оказывается не таким уж простым делом. Имеется в виду столкновение не только различных политических и экономических взглядов, но и корпоративных интересов различных групп, представленных в Государственной думе. Поэтому реализовать совершенно здравые и необходимые изменения в нашем избирательном законодательстве не всегда удается, хотя в целом системное комплексное обновление избирательного законодательства осуществляется.

 

Первое – принят закон о политических партиях 2 . Действующий уже более года, закон должен реально усилить роль и ответственность политических партий в избирательном процессе, способствовать прозрачности их финансовой деятельности, что до последнего времени полностью отсутствовало. Сейчас каждая политическая партия будет ежегодно представлять финансовые отчеты о своей деятельности в налоговые органы. Этот отчет будет доступен для всего общества, в том числе через Интернет. Представленные сведения подлежат проверке налоговыми органами. В развитие этих требований нужно в законах о выборах установить, чтобы в каждой федеральной избирательной кампании перед регистрацией списков кандидатов, кандидата в Президенты Российской Федерации партия представляла бы в ЦИК России финансовые отчеты за межвыборный период и результаты их проверки налоговыми органами. Эта информация должна доводиться до сведения избирателей через СМИ и на избирательных участках. Тем самым будет формироваться механизм финансовой прозрачности политической структуры, претендующей на власть.

 

Законом о политических партиях вводится институт государственной финансовой поддержки политических партий, которые действительно доказывают свою состоятельность, пользуются поддержкой общественности. Как это определить? Это будет определять избиратель на парламентских выборах: если политическая партия получила на указанных выбора поддержку трех и более процентов избирателей, значит, она имеет право ежегодно получать от государства и финансовую поддержку. Это позволит парламентским партиям быть менее зависимыми от финансово-промышленных групп, различных корпораций.

 

В мировой практике существует опыт, свидетельствующий, что применение пропорциональной системы выборов способствует развитию и становлению политических партий. В России для решения этой задачи сделан еще один шаг. Приняты изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 3 , предписывающие субъектам Российской Федерации при формировании региональных парламентов не менее половины депутатов избирать по пропорциональной системе, т. е. на основе партийных списков.

 

При этом надо иметь в виду, что в противостоянии политической коррупции пропорциональная избирательная система также не лишена недостатков. И главный из них – это то, что партийные списки закрыты для общества, их формирование происходит узким кругом лиц и, как утверждают некоторые СМИ, порой в результате покупки мест в списках.

Есть ли способ преодоления внутрипартийной коррупции? Да, есть. Он используется в ряде стран и приносит существенные результаты. В Литве, например, используется пропорциональная избирательная система, но с открытыми партийными списками. Избиратель голосует за конкретного кандидата в этом списке и партию в целом. В конечном счете определяет депутата от этой партии не партийный начальник, а избиратель. По оценкам экспертов, введение такой системы в Литве позволило увеличить явку на 15 процентов и серьезно оздоровить внутрипартийную жизнь. Очень важно учесть этот опыт в России при введении в регионах пропорциональной системы, а в последующем и при выборах депутатов Государственной думы.

 

Следующая позиция на пути совершенствования избирательного законодательства – открытость для общества кандидата, претендующего на депутатский мандат или выборную должность. Он должен представлять сведения о своих доходах, имуществе, счетах в банке, судимостях, гражданстве. Как известно, в прежнем федеральном законодательстве эта позиция имела рекомендательный характер для региональных законодателей. В результате в половине субъектов Российской Федерации такое требование не применялось. Теперь региональные законодатели должны ввести обязательность этих положений для всех кандидатов и соответствующего информирования избирателей. Ранее, в случае, если недостоверность сведений имела существенный характер, это служило основанием для снятия кандидата с регистрации. Однако для оценки «существенности» не были введены критерии, что приводило к различным субъективным решениям.

 

Найдено справедливое и учитывающее нашу практику решение, касающееся проверки и оценки представляемых сведений. Недостоверность представленных сведений не является основанием для снятия с регистрации. Однако для того, чтобы общество знало о такого рода «открытиях», подобная информация в обязательном порядке должна доводиться избирательной комиссией до избирателя. Исключение составляет сокрытие информации о неснятых и непогашенных судимостях и гражданстве иностранного государства; при наличии подобных фактов суд имеет право принять решение о снятии с регистрации кандидата.

 

Актуальной остается проблема финансирования избирательных кампаний кандидатов, политических партий. Оправдывает себя практика использования единственного источника финансирования избирательной кампании – избирательного фонда, открытого для контроля. Но необходимо совершенствовать контроль за использованием средств во время выборов, увеличить размер предельных расходов, допускаемых из избирательного фонда. Так, в проекте новой редакции Федерального закона о выборах депутатов Государственной думы размер таких средств составляет 2 млн. руб. для кандидата-одномандатника и 150 млн. руб. для политической партии, избирательного блока. Не исключаем при обсуждении в парламенте увеличение этих сумм до 6 млн. руб. и 250 млн. руб. соответственно.

 

Следует более внимательно изучить опыт Франции и многих других стран, где существует запрет на финансирование избирательных кампаний и деятельности политических партий юридическими лицами.

 

Требует законодательного закрепления механизм реальной ответственности СМИ за нарушения правил агитации во время выборов. В этом плане предлагаются новеллы, предусматривающие введение основания для приостановления по решению суда деятельности организации, осуществляющей выпуск и производство средств массовой информации, до окончания избирательной кампании в случае неоднократного нарушения требований закона по проведению агитации во время выборов.

Чрезвычайно важным является обеспечение открытости и гласности в избирательном процессе. В законодательстве такая линия прослеживается, начиная от назначения выборов и вплоть до опубликования итогов голосования. Этому будут способствовать и новые технологии – размещение результатов подсчета голосов с каждого избирательного участка в Интернете с помощью ГАС «Выборы».

 

В обновленном законодательстве о выборах установлены меры по усилению ответственности комиссий каждого уровня в зависимости от их компетенции и правонарушения и, что важно отметить, введена ответственность конкретных членов комиссий вплоть до лишения их полномочий. В ближайшее время будут предложены соответствующие изменения и в Уголовный кодекс Российской Федерации, в том числе за нарушения правил финансирования избирательных кампаний кандидатов в особо крупных размерах.

Наряду с вышеназванными изменениями в законодательстве о выборах требуются более решительные меры по противодействию правонарушениям в сфере избирательного процесса со стороны правоохранительных органов, суда. Причем наказания за правонарушения должны быть адекватны содеянному. Так, не получили должной правовой оценки незаконные действия теперь уже бывшего мэра города Мирный (Архангельская область), который вопреки решениям суда препятствовал территориальной избирательной комиссии организовывать голосование по выборам главы администрации города.

 

В Чувашии схватили за руку нескольких руководителей участковых избирательных комиссий, которые под давлением наблюдателей от действующего президента Н. Федорова приписали ему 131 голос, тем самым сфальсифицировав результаты голосования. Все это было доказано в суде. В соответствии со 142 статьей Уголовного кодекса Российской Федерации такое деяние наказывается 4 годами лишения свободы или огромными штрафами. Но приговорили их лишь к 6 месяцам условно. Это слишком мягкое решение в сопоставлении с содеянным – фактическим покушением на конституционные основы формирования государственной власти 4 .

 

Важное значение на пути борьбы с политической коррупцией будет иметь Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, подписанная 7 октября 2002 года Президентом Российской Федерации, а также еще шестью главами государств СНГ (Республика Армения, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Украина). В этом международно-правовом документе кодифицированы, конкретизированы и развиты существующие избирательные стандарты, сформулированы практические обязательства государств по их воплощению в национальном избирательном законодательстве и правоприменительной практике. Конвенция создает дополнительные гарантии закрепления в правовой системе России демократических, свободных и справедливых выборов 5 .

Совершенствование законодательства и правоприменительной практики, скоординированные усилия организаторов выборов, правоохранительных и судебных органов по пресечению противоправных действий должны способствовать оздоровлению избирательного процесса, сделать его реальным препятствием для распространения политической коррупции в России.

 

 Источник публикации: Криминологический ежеквартальный альманах «Организованная преступность, терроризм и коррупция». 2003. № 1.

1. «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Вестник ЦИК России, 2000, № 21, C. 47–90.

2. «О проекте Федерального закона «О политических партиях». Доклад официального представителя Президента Российской Федерации Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. А. Вешнякова на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7 февраля 2001 г. // Вестник ЦИК России, 2001, № 1, C.102–106.; см. также: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». // Российская газета, 2001, 14 июля

3. Практика диктует новеллы // «Журнал о выборах», 2001, № 3, C. 2–9.; см. также: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета, 2002, 15 июня.

4. Красноярский ГКЧП // Итоги. 2002, 8 октября. С.10–13.

5. Выступление Председателя ЦИК России на седьмом Совещании ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения. // Вестник ЦИК России, 2002, № 9; см. также: проект «Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств» // Журнал о выборах, 2001, № 4, С.13–21.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

Интервью с региональным менеджером по продажам "HID Global" в России и СНГ Сергеем Гордеевым.

Интервью с региональным менеджером по продажам "HID Global" в России и СНГ Сергеем Гордеевым. \\ 05.04.2017

Многочисленные исследования показывают, что существуют опасения относительно безопасности мобильных устройств, чему противопоставлен растущий спрос на подобные решения.

Участник форума СИИС-2017 – Западно-Сибирское Метеоагентство: «Мы открыты к обсуждению любых проектов и сотрудничеству там, где наш опыт будет полезен»

Участник форума СИИС-2017 – Западно-Сибирское Метеоагентство: «Мы открыты к обсуждению любых проектов и сотрудничеству там, где наш опыт будет полезен» \\ 30.03.2017

Западно-Сибирское Метеоагентство – это некоммерческая организация, которая внедряет современные технологии в области экологии, мониторинга окружающей среды, коммуникации, менеджмента и маркетинга для развития различных видов гидрометеорологической деятельности на территории Западной Сибири

вверх