Блоги Юридическая безопасность

Средства государственного правового регулирования предпринимательской деятельности

Юридическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

Н. В. Половникова , аспирант кафедры предпринимательского права УрГЮА В настоящее время термин «государственное регулирование предпринимательской деятельности» фактически отсутствует в действующем законодательстве: лишь в нескольких специальных законах, посвященных государственному регулированию отдельных отраслей хозяйства, делаются попытки дать указанное определение 1 .

Н. В. Половникова, аспирант кафедры предпринимательского права УрГЮА

В настоящее время термин «государственное регулирование предпринимательской деятельности» фактически отсутствует в действующем законодательстве: лишь в нескольких специальных законах, посвященных государственному регулированию отдельных отраслей хозяйства, делаются попытки дать указанное определение 1 . Подобное положение вещей объясняется тем, что государственное регулирование предпринимательской деятельности – это понятие, характеризующее комплекс экономико-правовых средств, воздействующих на разные стороны предпринимательства. Поэтому следует согласиться с мнениями И.?Н. Герчиковой 2 , утверждающей, что государственное регулирование охватывает регулирование экономики (на макроэкономическом уровне) и регулирование предпринимательской деятельности (на микроэкономическом уровне) и Ю.?А. Тихомирова 3 , полагающего, что правовое регулирование является государственно-правовым (публичным) по своим целям, институтам, процедурам и средствам обеспечения. Понятие публичности в правовых отношениях не сводится лишь к обеспечению государственных интересов; под публичностью понимаются интересы людей как различного рода сообществ, коллективной самоорганизации и саморегулирования 4 . При регулировании предпринимательской деятельности основная цель государства состоит в обеспечении баланса между удовлетворением государственных нужд и интересов бизнеса.

Правовая база государственного регулирования предпринимательской деятельности формируется преимущественно из норм публично-правовой направленности, включающих нормы конституционного, административного, финансового права, но единый нормативный акт, закрепляющий перечень средств государственного регулирования предпринимательской деятельности отсутствует.

В ст. 8, 34 Конституции РФ заложены принципы государственного правового регулирования предпринимательской деятельности, но основное значение в данном виде регулирования принадлежит административному и финансовому праву, которыми устанавливаются нормы, вводящие как запреты и ограничения, так и меры поддержки предпринимательской деятельности. Обозначенные отрасли права тесно связаны между собой, поскольку изначально финансовое право являлось составной частью административного права и выделилось из него 5 . Поэтому многие средства государственного правового регулирования предпринимательской деятельности (например, государственная поддержка субъектов предпринимательства, прогнозирование, планирование) являются межотраслевыми.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется посредством создания льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых ресурсов; установления упрощенного порядка бухгалтерской отчетности.

Государственная поддержка предпринимательства происходит на федеральном, региональном и местном уровнях по следующим направлениям: предоставление на конкурсной основе финансовой помощи из соответствующего бюджета для компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов; создание залоговых фондов; предоставление налоговых кредитов; рефинансирование и реструктуризация задолженности в бюджеты; предоставление государственных (муниципальных) гарантий либо поручительств за счет средств бюджета; микрокредитование и т.?п. Более чем в 30 субъектах РФ разработаны и ­выполняются региональные программы развития и поддержки малого бизнеса, в частности в Свердловской области принята Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства на 2002–2020 гг 6 . Согласно Федеральному закону №?131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесено создание условий для развития малого предпринимательства. В Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и других крупных городах Свердловской области приняты и действуют муниципальные программы поддержки малого бизнеса.

На региональном и местном уровне активно вводятся программы поддержки не только малого предпринимательства, но и отдельных направлений крупного бизнеса, в частности, промышленности. Например, в Законы субъектов РФ «О?промышленной политике» 7 вклю­чены положения о таких мерах по государственной поддержке предпринимательской деятельности в области промышленности, как реструктуризация задолженности; предоставление на льготных условиях бюджетных кредитов и государственных гарантий за счет средств регионального бюджета; субсидирование части процентной ставки по кредитам; финансирование программ развития промышленности на долевых началах; отсрочка и рассрочка налоговых платежей и освобождение (полное или частичное) от уплаты налогов в региональный бюджет; предоставление инвестиционных налоговых кредитов; уменьшение облагаемой прибыли предприятиям промышленности при исчислении налога на прибыль.

Кроме того, государство также оказывает поддержку определенным направлениям предпринимательской деятельности, например, агропромышленному комплексу путем реализации Национального проекта «Развитие АПК». В ряде Постановлений Правительства РФ 8 предусмотрено, что субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными и крестьянскими хозяйствами, будет осуществляться в размере 95?% ставки рефинансирования Центробанка РФ (с условием софинансирования из бюджета субъекта РФ на уровне 5?% ставки рефинансирования Центробанка РФ). В соответствии с национальным проектом «Развитие АПК» в 2006?г. предусматривалось кредитование сельхозтоваропроизводителей на сумму 40 млрд руб., но в настоящее время произошло увеличение до 100 млрд руб. 9

Полагаю, что механизм государственной поддержки приоритетных направлений предпринимательской деятельности должен давать импульс для развития не только стимулируемых, но и смежных с ними отраслей, расширяя предпринимательскую активность в целом. Принцип определения приоритетных направлений должен соблюдаться при разработке бюджета государства путем установления нормативов, определяющих уровень бюджетных средств по выделенным направлениям. К сожалению, реализация программ поддержки предпринимательства идет не достаточно быстрыми темпами из?за нехватки или полного отсутствия бюджетного финансирования, а также надлежащего правового регулирования на федеральном и региональном уровне.

К средствам прямого государственного регулирования рыночной экономики можно отнести запреты и ограничения. Как справедливо отмечает Г.?А. Гаджиев «регулирование означает не только защиту и стимулирование, но и ограничение и даже запрещение» 10 . Большое значение имеет такое средство государственного регулирования предпринимательской деятельности, как контроль. Ряд ученых полагает, что основная форма взаимодействия бизнеса с органами публичной власти связана с необходимостью осуществления последними контрольных и надзорных функций 11 . Заметим, что институт контроля тесно связан с институтом ответственности и применения принудительных средств к субъектам предпринимательской деятельности, которые в силу значимости применяемых санкций также являются рычагом государственного регулирования предпринимательства. Вряд ли оспорим тот факт, что контроль без соответствующих мер ответственности теряет свой смысл и эффективность. Поэтому представляется, что при правовом регулировании пред­принимательской ­деятельности государство должно четко закреплять в законодательстве ответственность за совершаемые правонарушения и в то же время стимулировать предпринимателей к соблюдению соответствующих норм.

Одним из видов государственного контроля за субъектами предпринимательской деятельности, имеющим межотраслевой характер, является статистическая и бухгалтерская отчетность. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ бухгалтерский учет, на основании которого готовится бухгалтерская отчетность, признается в качестве инструмента финансово?правового регулирования предпринимательской деятельности 12 . Органы государственной власти могут регулировать бухгалтерский учет, если подобное право предоставлено им законодателем ( ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Кроме того, рядом нормативных актов установлена ответственность за нарушение требований бухгалтерской и статистической отчетности (НК РФ, КоАП РФ, Федеральные законы «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности» и «О бухгалтерском учете»). Тем не менее, можно констатировать, что практически отсутствует государственный контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и использованием финансовых ресурсов, хотя во многих зарубежных странах подобный контроль за внутрихозяйственной деятельностью предпринимателей имеет место: так, в 2002?г. в США принят закон об усилении борьбы с мошенничеством в сфере бухгалтерской отчетности.

С институтом контроля как средства государственного правового регулирования предпринимательской деятельности тесно связан институт лицензирования, поскольку в сфере регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности действует относительный запрет на осуществление названной деятельности без лицензии. За нарушение запрета предусмотрена административная (ст. 14.1 КоАП РФ) и уголовная ответственность ( ст. 171 УК?РФ). Т.?И. Орехова, С.?А. Тарасов применительно к лицензированию вводят понятие разрешительного регулирования со стороны государства и рассматривают лицензирование как средство государственного регулирования предпринимательской деятельности 13 . В.?Ф. Попондопуло полагает, что лицензирование используется государством как общее ограничение предпринимательской деятельности 14 . По нашему мнению, лицензия подтверждает квалификацию лицензианта и в определенной степени является государственной гарантией обеспечения безопасности лицензируемой деятельности, следовательно, можно говорить о лицензировании как о средстве реализации экономической и правовой политики государства, поскольку согласно ст. 61 ГК РФ в случае выявления факта осуществления предпринимательской деятельности без лицензии государственный орган или орган местного самоуправления имеют право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Одними из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности являются прогнозирование и планирование. Данные средства регулирования предпринимательской деятельности относятся к межотраслевым и тесно связаны как с административным, так и с налоговым и бюджетным регулированием. Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства. Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Особое внимание при прогнозировании социально-экономического развития уделяется государственному сектору экономики 15 . Прогнозирование является предпосылкой для планирования. Плановость в проведении регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства означает мероприятия по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными программами развития экономики. По мнению Е.?П. Губина, планирование необходимо рассматривать как процесс, предшествующий предпринимательской деятельности и сопровождающий ее 16 . В последнее время роль планирования и прогнозирования как средств государственного регулирования предпринимательской деятельности существенно сократилось и имеет существенное значение лишь для таких субъектов предпринимательства, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения.

Полагаю, что на федеральном уровне необходима разработка и принятие комплексного нормативного акта по вопросу государственного регулирования предпринимательской деятельности.?

1 Понятие государственного регулирования дано в Федеральном законе от 8 января 1998?г. «О государственном регулировании развития авиации».

2 Герчикова И.?Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. пособие. М., 2002. С. 81.

3 Тихомиров Ю.?А. Право и саморегулирование?/??/?Журнал российского права. 2005. №?9. С. 17.

4 Тихомиров Ю.?А. Публичное право. Учебник. М., 1995. С. 33.

5 Халфина Р.?О. Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С.194–195; Финансовое право РФ?/??/?Под ред. Карасевой М.?В. М.: Юрист. 2004. С.43. Вместе с тем, в правовой литературе существует противоположная точка зрения, согласно которой финансовое право изначально сформировалась как самостоятельная отрасль права. Указанной позиции придерживаются Н.?И. Химичева, О.?Н. Горбунова и другие ученые.

6 Постановление Правительства Свердловской области от 3 октября 2002?г. №?1262?/?ИПБ Консультант плюс.

7 Закон Тамбовской области от 29 июня 1999 №?66 «О промышленной политике»; Закон Орловской области от 9 марта 2006?г. №?586 «О Концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области до 2010?г.; Закон Челябинской области от 27 ноября 2003?г. №?157 «О промышленной политике» ИПБ Консультант плюс регион.

8 Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006?г. №?64 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса»; ПП РФ от 9 февраля 2006?г. №?81 «Об утверждении Правил предоставления в 2006?г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК, крестьянскими хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и агроснабженческими организациями в российских кредитных организациях»; ПП РФ от 14 февраля 2006?г. №?88 «Об утверждении Правил предоставления в 2006?г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями АПК всех форм собственности, а также крестьянскими хозяйствами в российских кредитных организациях в 2004–2006 гг. на срок до 5 лет».

9 www.rost.ru .

10 Гаджиев Г.?А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в РФ (опыт сравнительного исследования). М.,1995. С. 89.

11 Ростовцева Н.?В. О некоторых формах взаимодействия экономических субъектов с органами публичной власти. Законодательство и экономика. 2005. № 4. С. 9.

12 Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003?г. №?14?П.

13 Орехова Т.?Р. Соотношение права и экономики: теоретический аспект: Автореф. дисс….. канд. юрид. наук. М., 2000. С.14; Тарасов С.?А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. М., 2001. С.15–16.

14 Попондопуло В.?Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. М.: Юрист., 2006. С. 234.

15 Постановление Правительства РФ от 4 января 1999?г. №?1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики РФ».

16 Губин Е.?П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. Монография. М.: Юрист, 2005. С. 192.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

"Государство ставит на безопасность в облаке". Интервью с Ольгой Макаровой

"Государство ставит на безопасность в облаке". Интервью с Ольгой Макаровой \\ 11.10.2017

Реализуя участие в программе “Цифровая экономика”, компания с ПАО “Ростелеком” инвестировала в развитие направления информационной безопасности. “Ростелеком” развернул необходимую инфраструктуру и стал первым реально действующим оператором по новой модели MSSP в России. На недавнем “Коде информационной безопасности” в Екатеринбурге мы поговорили с руководителем направления информационной безопасности Ольгой Макаровой.

Актуальная модель нарушителя глазами профи

Актуальная модель нарушителя глазами профи \\ 25.07.2017

В преддверии первого образовательного форума для ИБ-руководителей “Код ИБ ПРОФИ”, который пройдет в Сочи 27-30 июля, мы беседуем с одним из ключевых спикеров, заместителем директора по развитию бизнеса компании Positive Technologies в России Алексеем Качалиным.

вверх