Блоги Юридическая безопасность

Процедуры банкротства в Уральском федеральном округе

Юридическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

А. А. Ленская , заместитель руководителя Межрегионального территориального органа ФСФО России в Уральском федеральном округе Роль несостоятельности в рыночной экономике нельзя недооценивать.

А. А. Ленская , заместитель руководителя Межрегионального территориального органа ФСФО России в Уральском федеральном округе

Роль несостоятельности в рыночной экономике нельзя недооценивать. Система несостоятельности является одним из важнейших факторов надежного экономического развития страны и одной из надежных основ финансовой инфраструктуры.

Система банкротства должна обеспечивать эффективность механизма нормализации деятельности неплатежеспособных должников, сохранение, когда возможно, бизнеса, ликвидацию нерентабельных, убыточных предприятий, а также максимальное исполнение обязательств перед кредиторами.

Восстановление платежеспособности путем введения внешнего управления обычно применяется кредиторами и арбитражным судом, когда несостоятельными являются крупные, а также экономически и социально значимые предприятия. В настоящее время на 108 предприятиям Уральского федерального округа введено внешнее управление.

МТО ФСФО России в Уральском федеральном округе

Межрегиональный территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Уральском федеральном округе образован приказом руководителя ФСФО России № 500 от 30 ноября 2000г. В состав МТО входили территориальные органы в Курганской, Свердловской, Тюменской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Челябинской области, в Ямало-Ненецком автономном округе. Приказом ФСФО России №323 от 18сентября 2002г. территориальный орган ФСФО России в Свердловской области ликвидирован, его функции возложены на Уральский МТО ФСФО России.

МТО ФСФО России в Уральском федеральном округе – территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.

Основными задачами МТО ФСФО России в Уральском федеральном округе, согласно постановлению Правительства РФ от 04 апреля 2000 г. № 301 и Положению об МТО ФСФО России в Уральском федеральном округе № 500 от 30 ноября 2000 г. являются:

1) разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;

2) проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

3) исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и Российской Федерации как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;

4) организация, обеспечение взаимодействия и координация деятельности территориальных органов;

5) контроль исполнения территориальными органами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных и иных правовых актов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Итоги деятельности за 2002 г.

Среди итогов деятельности МТО ФСФО России в Уральском федеральном округе за 2002 г. можно выделить следующие.

В сфере реализации прав государства как кредитора и формирования единой государственной позиции. Во исполнение постановления Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» утвержден порядок формирования и работы коллегий уполномоченных государственных представителей. В состав Коллегии уполномоченных государственных представителей входят представители Управления Министерства по налогам и сборам, внебюджетных государственных фондов, Госрезерва, Государственного таможенного комитета России, что позволяет вырабатывать комплексные согласованные решения при определении позиции государства в процедурах банкротства. При подготовке плана работы Коллегии учитывается социальная и экономическая значимость предприятия-должника для области, региона, Российской Федерации, уровень задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, мнение ФСФО. Обязательному рассмотрению на заседаниях Коллегии подлежат все государственные предприятия военно-промышленного комплекса, Министерства атомной энергетики, предприятия естественных монополий и предприятия, обеспечивающие продовольственную безопасность территорий, акционерные общества с долей государства в уставном капитале свыше 25%, по которым возбуждено делопроизводство о несостоятельности.

Коллегия путем консолидации требований по обязательным платежам и денежным обязательствам определяет размер требований кредиторов, которым представитель территориального органа ФСФО голосует за принятые решения по вопросам повестки дня первого собрания кредиторов и на заседании арбитражного суда или определяется сумма требований для подачи заявления в арбитражный суд.

За отчетный год состоялось 113 заседаний Коллегий уполномоченных государственных представителей. На заседаниях рассмотрено 1025 организаций. По 662 организациям принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом). В отношении организаций, находящихся в процедуре банкротства, по 43 предприятиям членами Коллегии принято решение о голосовании на собрании кредиторов за введение внешнего управления, по 172 – о голосовании за введение конкурсного производства.

В сфере контроля соблюдения предприятиями платежно-расчетной дисциплины и реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению предприятий-должников. Финансовый контроль и мониторинг по предприятиям, не являющимся крупными, социально и экономически важными, осуществляется Региональными межведомственными балансовыми комиссиями при территориальных органах ФСФО России.

Региональная межведомственная балансовая комиссия (РМБК) обеспечивает функцию контроля соблюдения организациями платежно-расчетной дисциплины и работу с крупнейшими должниками в бюджет и внебюджетные фонды. Цель работы комиссии – экспертиза финансового состояния с точки зрения возможности погашения предприятиями фискальной задолженности при условии предоставления отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам и реализации мероприятий по финансовому оздоровлению организации-недоимщика. В соответствии с разделением полномочий РМБК рассматривает предприятия, у которых недоимка по обязательным платежам не превышает 20 млн. руб. Работе РМБК предшествует анализ финансового состояния предприятия, с учетом проведения которого принимаются конкретные решения. По предприятиям, находящимся в сфере контроля РМБК, проводится анализ выполнения решений, в том числе отслеживается ежемесячное погашение задолженности по обязательным платежам. Работа по крупным, социально и экономически важным предприятиям находится в компетенции только МБК ФСФО России.

За 2002 г. на 69 заседаниях региональных межведомственных балансовых комиссий было рассмотрено 421 предприятие.

Предприятиями, рассмотренными на РМБК и рабочих совещаниях и имеющими общую не отсроченную (не реструктуризируемую) задолженность в размере 4354,7 млн. руб., погашена задолженность в размере 1485,8 млн. руб., что составляет 34,1% от общей задолженности.

В сфере обеспечения условий реализации процедур банкротства крупных, экономически и социально значимых организаций. За 2002 г. центральным аппаратом Уральского МТО и территориальными органами была проведена работа по формированию перечня крупных, экономически или социально значимых организаций в соответствии с законодательно утвержденными критериями, перечень насчитывает 179 предприятий. Собрана бухгалтерская отчетность за 2001 г. по предприятиям, входившим в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций на 2001 г. согласно распоряжению ФСФО России от 14 мая 2001 г. № 43-р, а также за I квартал 2002 г., первое полугодие 2002 г. и 9 месяцев 2002 г. по предприятиям, вошедшим в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций на 2002 г. согласно распоряжению ФСФО России от 14 мая 2001 г. № 87-р., проведена работа по обработке и анализу полученной информации.

Из 179 предприятий Уральского федерального округа, включенных в перечень крупных экономически и социальнозначимых предприятий, 21 находятся в процедуре банкротства, на семи предприятиях: ЗАО «Химический завод» (г. Реж Свердловской области), ФГУП «Невьянский механический завод», ОАО «Турбомоторный завод», ФГУП «Курганприбор», ОАО «Тобольский нефтехимический комбинат» (Тюменская область), ОАО «Тюменский завод автотранспортного оборудования», ОАО «Икар» – в качестве арбитражных управляющих были назначены сотрудники МТО ФСФО России в Уральском федеральном округе.

По предприятиям, включенным в перечень крупных, социально и экономически важных предприятий, в обязательном порядке осуществляется:

– проведение систематического анализа финансового состояния предприятий на основании данных, содержащихся в документах, полученных территориальными органами ФСФО по каждой организации;

– представление агрегированных форм финансовой отчетности в установленные сроки в ФСФО России для принятия решений;

– контроль за погашением недоимки в бюджеты всех уровней;

– представление информации по предприятиям, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

– мониторинг судебных процедур.

В сфере исполнительного производства. За 2002 г. поступило 1030 уведомлений о проведении экспертизы о последствиях наложения ареста на имущество должников.

После проведения экспертизы по 306 предприятиям направлено уведомление о возможности обращения взыскания на имущество и дано разрешение на реализацию арестованного имущества, выдано 433 заключения о невозможности обращения взыскания на имущество и необходимости инициирования дел о банкротстве, в отношении 215 (с учетом переходящих с прошлого года) возбуждена процедура банкротства, 211 пакетов документов возвращены в Службу судебных приставов в связи, не соответствием требованиям законодательства.

В сфере деятельности по выявлению, пресечению и предупреждению экономических правонарушений в рамках реализации государственной политики по предупреждению банкротства, обеспечения реализации процедур банкротства. За 2002 г. проведено 94 (46) экспертиз на наличие (отсутствие) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. По 48 (20) предприятиям по результатам экспертизы выявлены признаки преднамеренного банкротства, по одному выявлены признаки фиктивного банкротства. В правоохранительные органы направлено 98 заключений о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (в том числе по некоторым предприятиям в несколько адресов), по 24 возбуждены уголовные дела.

В сфере деятельности по организации обучения (подготовка специалистов) и учету арбитражных управляющих, рассмотрению и реагированию на жалобы граждан и юридических лиц. В Уральском федеральном округе в арбитражных судах зарегистрировано 1195 арбитражных управляющих.

В 2002 г. обучено 403 специалиста по антикризисному управлению.

В течение года осуществлялась работа Комиссии по рассмотрению дел по соблюдению арбитражными управляющими требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности в Уральском федеральном округе и Комиссии по предварительному тестированию кандидатов для обучения и приема экзамена по типовым программам подготовки специалистов по антикризисному управлению.

Предварительные тестирования кандидатов для обучения и приема экзамена по типовым программам подготовки специалистов по антикризисному управлению проведены по 443 кандидатам, 378 кандидатов набрали необходимое количество баллов.

Приказами Уральского МТО ФСФО России в 2002 г. было открыто 44 надзорных производств в отношении арбитражных управляющих:

– 21 арбитражному управляющему вынесено предупреждение;

– в действиях 12 арбитражных управляющих не выявлено нарушений;

– 3 арбитражным управляющим вынесено предупреждение и предписание об устранении выявленных нарушений законодательства;

– по 3 арбитражным управляющим принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии арбитражного управляющего;

– по 5 арбитражным управляющим решение не принято.

Изменения в связи со вступлением в действие нового Закона «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступившим в действие с 3 декабря 2002г., меняются полномочия ФСФО России.

Статьей 29 Закона определена компетенция органов исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства. Постановлениями Правительства РФ должны быть определены:

уполномоченные органы, которые представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам и

регулирующий орган, на который будут возложены функции взаимодействия с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, подготовки арбитражных управляющих, ведения реестра арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих», установлено, что:

уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству;

регулирующим органом, осуществляющим контроль деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, с 3 марта 2003 г. является Министерство юстиции Российской Федерации.

Постановлением определено, что Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо представить до 24 февраля 2003г. в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих применение Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

"Государство ставит на безопасность в облаке". Интервью с Ольгой Макаровой

"Государство ставит на безопасность в облаке". Интервью с Ольгой Макаровой \\ 11.10.2017

Реализуя участие в программе “Цифровая экономика”, компания с ПАО “Ростелеком” инвестировала в развитие направления информационной безопасности. “Ростелеком” развернул необходимую инфраструктуру и стал первым реально действующим оператором по новой модели MSSP в России. На недавнем “Коде информационной безопасности” в Екатеринбурге мы поговорили с руководителем направления информационной безопасности Ольгой Макаровой.

Актуальная модель нарушителя глазами профи

Актуальная модель нарушителя глазами профи \\ 25.07.2017

В преддверии первого образовательного форума для ИБ-руководителей “Код ИБ ПРОФИ”, который пройдет в Сочи 27-30 июля, мы беседуем с одним из ключевых спикеров, заместителем директора по развитию бизнеса компании Positive Technologies в России Алексеем Качалиным.

вверх