Блоги Юридическая безопасность

Особенности организации правовой работы в холдинге

Юридическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

В. Н. Николишин , начальник юридического отдела юридического управления ООО «УГМК-Холдинг» Развитие рыночных отношений в России все в большей мере усиливает интеграционные процессы в промышленности, что в итоге приводит к созданию различных видов предпринимательских объединений.

В. Н. Николишин , начальник юридического отдела юридического управления ООО «УГМК-Холдинг»

Развитие рыночных отношений в России все в большей мере усиливает интеграционные процессы в промышленности, что в итоге приводит к созданию различных видов предпринимательских объединений. Одним из них является холдинг. Термин «холдинг» при достаточно частом упоминании в различных нормативных актах по настоящее время законодательно не определен: проект федерального закона «О холдингах» после неоднократного обсуждения обеими палатами Федерального Собрания РФ снят с рассмотрения. В правовой литературе сформировались две тенденции определения вышеназванного понятия. Первая заключается в том, что под холдингом следует понимать объединение юридических лиц, руководство которыми осуществляет головная организация – холдинговая компания 1 . Суть второй тенденции отражается в рассмотрении как равнозначных терминов «холдинг» и «холдинговая компания» 2 . Первая, по мнению автора, представляется более обоснованной, так как дает возможность разграничения вышеуказанных понятий путем трактовки термина «холдинговая компания» только в «узком смысле» как головную организацию холдинга (основное, материнское юридическое лицо), осуществляющую руководство деятельностью других участников холдинга (дочерних, зависимых юридических лиц). Такое понимание холдинга как предпринимательского объединения, несмотря на непоследовательность законодателя 3 , сложилось и в деловом обороте.

Особенности организационных отношений, складывающихся в холдингах, оказывают специфику и на организацию правовой работы, которую условно можно структурировать на два уровня:

1) «текущая» работа в зависимых и дочерних юридических лицах (далее – предприятиях) и в холдинговой компании, выполняемая работниками юридических служб (отделов, бюро, юрисконсультами) в связи с хозяйственной деятельностью предприятия, компании;

2) «управленческая» работа холдинговой компании, выполняемая непосредственно работниками юридической службы (управления, департамента и т.д.) компании с привлечением работников предприятий.

«Текущая» работа непосредственно связана с обслуживанием хозяйственной деятельности предприятий, которая своим объемом и определяет основные задачи, функции, количественный состав, как правовой работы, так и юридических служб предприятий. Следует отметить, что правовая работа на предприятиях ведется не только в юридических службах, но и в других их структурных подразделениях (цехах, отделах, бюро и т.д.). Она включает в себя: мониторинг действующего законодательства; ведение претензионной и исковой работы; взаимодействие с государственными и муниципальными органами власти; работа по повышению правовой грамотности работников предприятия; проверка на соответствие действующему законодательству внутренних документов и локальных актов, издаваемых на предприятиях (должностные инструкции, приказы, распоряжения и т.д.); ведение договорной работы (составление проектов договоров, проверка на соответствие законодательству проектов договоров, подготовленных другими подразделениями предприятия или поступивших от контрагентов); работа, связанная с упорядочиванием имущественных отношений.

В зависимости от потребностей каждого из предприятий правовая работа, как правило, распределяется по направлениям между несколькими подразделениями:

– трудовые отношения – кадровые службы (отдел кадров, отдел по работе с персоналом и т.д.);

– подготовка проектов договоров на поставку материалов и сбыт продукции – коммерческие службы (отдел снабжения, отдел сбыта и т.д.);

– претензионная и исковая работа – юридические службы (отдел, бюро, юрисконсульт).

По мере актуальности определенного направления в составе юридических служб или отдельно от них могут создаваться отделы (бюро). Например, отдел по работе с акционерами, потребность в котором возникает в акционерных обществах, имеющих более тысячи акционеров, или отдел по работе с собственностью (недвижимым имуществом, землей), который необходим в акционерных обществах, созданных в результате приватизации и имеющих значительное количество объектов недвижимого имущества.

«Текущая» работа выполняется также и работниками холдинговой компании, ведущей собственную хозяйственную деятельность, но основной для них является «управленческая» работа, поскольку смысл создания и существования холдинговой компании состоит в управлении предприятиями, входящими в холдинг. Такая деятельность требует от работников холдинговой компании знания не только действующего законодательства, но и управленческих знаний и навыков, а также умения их реализовать. Учитывая эти факторы, специфика работы юридической службы компании (департамента, управления, отдела) заключается в следующем:

1) организация взаимодействия между юридической службой холдинговой компании и юридическими службами предприятий, входящих в холдинг, по всем вопросам деятельности последних. При этом необходимо принимать во внимание различные организационные моменты, связанные с предоставлением отчетности и документооборотом. На практике во многих холдингах разработаны свои формы отчетности по составу сведений, их объему, форме предоставления (как правило, в письменном виде или путем направления по электронной почте), периодичности представления (как правило, ежемесячно).

В качестве рекомендации можно предложить, чтобы отчетность юридических служб предприятий представлялась за подписью руководителей предприятий. Данное предложение основывается на следующих доводах:

во-первых, в холдинге существует особая структура подчиненности, при которой юридические службы предприятий организационно входят и подчиняются непосредственно руководителям предприятий (по аналогии с административным правом такие отношения можно назвать линейной подчиненностью), а по виду выполняемой деятельности они подчиняются руководителю юридической службы холдинговой компании (функциональная подчиненность). Причем линейная подчиненность превалирует, ибо работники юридических служб предприятий находятся в трудовых отношениях с последним, что на практике нередко приводит также к необходимости подкрепления указаний юридической службы холдинговой компании приказом руководителя предприятия;

во-вторых, постоянное ознакомление руководителей предприятий с отчетами юридических служб создает у руководства представление о деятельности последних, что в некоторой степени ведет к повышению роли юридических служб на предприятиях;

2) обобщение и анализ информации, поступающей от предприятий, с целью выработки варианта поведения в сходных ситуациях, а также оказания помощи работникам юридических служб предприятий. Помощь может выражаться в следующих формах: направление специалиста юридической службы холдинговой компании для непосредственной работы на предприятии; оказание методической помощи и т.д.;

3) формирование единых корпоративных стандартов (правил поведения) при выполнении определенных процедур. Например, для упорядочивания ведения работы по заключению договоров разрабатывается стандарт заключения договоров (положение о порядке заключения договоров и т. п.), который регламентирует все этапы указанной деятельности, роль и задачи каждого из вовлеченных в этот процесс подразделения, делает все процедуры «прозрачными». Далее данный документ направляется, как методический материал, на предприятия, которые его адаптируют к имеющейся структуре (штатному расписанию). На каждом предприятии указанный стандарт утверждается руководителем предприятия и становится обязательным для исполнения. Аналогичные стандарты (правила) могут разрабатываться и для других видов деятельности. Задача юридической службы холдинговой компании в данном направлении состоит не столько в написании указанных стандартов, а в формировании единых подходов к определенным видам деятельности у юридических служб предприятий, которые, в свою очередь, посредством указанных стандартов должны повышать правовую грамотность работников предприятий;

4) контроль за деятельностью юридических служб предприятий по кругу своих задач. Данному виду деятельности уделяется особенное внимание, так как необходимость управления и контроля является основной задачей холдинговой компании. Контроль осуществляется по таким основным направлениям как: судебные споры с участием предприятий; исполнительные производства, возбужденные в отношении предприятий; предписания и требования, направленные на предприятия государственными контролирующими органами и другие направления (работа с миноритарными акционерами дочерних и зависимых акционерных обществ, работа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.).

Контроль за судебными спорами с участием предприятий является наиболее показательной формой контроля за работой юридических служб предприятий, как со стороны холдинговой компании, так и со стороны руководства предприятий. Итог судебного спора – конкретный финансовый результат в виде определенных денежных сумм, которые в случае удовлетворения иска к предприятию и вступления решения арбитражного суда (суда общей юрисдикции) в законную силу подлежат взысканию. Чтобы контроль был эффективным, он должен осуществляться на всех этапах деятельности юридических служб предприятий, то есть быть предварительным, текущим и последующим.

Предварительный контроль заключается в том, что по некоторым видам споров (например, на крупные суммы) до подачи иска юридические службы предприятий обязаны представить проекты искового заявления и материалов к нему в юридическую службу холдинговой компании. Там осуществляется экспертиза (проверка) материалов и выдаются рекомендации: привлечь специалистов (очень часто холдинги по спорам с налоговыми органами привлекают известные юридические фирмы, специализирующиеся на таких категориях дел); привлечь работника юридической службы холдинговой компании; доработать материалы и т.д.

Текущий контроль заключается в предоставлении юридическими службами предприятий сведений за отчетный период об изменениях по спорам, находящимся в их производстве, а также обо всех исках, предъявленных к предприятию за отчетный период. Особое внимание уделяется искам к предприятиям на крупные суммы – в разных холдингах нижний порог разный: один миллион рублей, десять миллионов рублей. В порядке текущего контроля также могут быть выданы рекомендации юридическим службам предприятий.

Последующий контроль заключается в предоставлении сведений о ходе исполнительных производств, возбужденных как по отношению к предприятиям, так и по заявлениям и исполнительным листам предприятий. Под контроль берутся исполнительные производства, возбужденные в отношении предприятия, на сумму более ста тысяч рублей, т.к. при определенном варианте развития событий это может послужить основанием для возбуждения процедуры несостоятельности (банкротства);

5) работа, связанная с вхождением в холдинг новых предприятий. Данный вид деятельности, также может иметь большое значение, особенно, во время развития и становления холдинга. Практика российских холдингов показывает, что в переходный период, когда предприятие только стало частью холдинга, на нем обновляется руководство, в том числе, практически всегда, и руководство юридической службы. Обычно на этот период для организации работы юридической службы предприятия в соответствии с корпоративными стандартами холдинга командируется работник юридической службы холдинговой компании, на которого возлагаются особые задачи: непосредственный анализ по кругу своих задач работы предприятия, его проблем, сил и средств, необходимых для работы юридической службы, подбор и расстановка кадров.

Подводя итог анализу специфики правовой работы в холдингах, следует назвать основные цели, которые стоят перед юридической службой холдинговой компании и должны быть основными принципами деятельности юридических служб предприятий:

– всесторонняя правовая защита как холдинга в целом, так и каждого предприятия в отдельности;

– упорядочивание внутренних связей между предприятиями холдинга, выстраивание единой политики, проводимой предприятиями, во взаимоотношениях с иными коммерческими и некоммерческими организациями, государственными и муниципальными органами власти;

– формирование единых корпоративных стандартов;

– повышение правовой культуры работников холдинга.

Только объединенные усилия юридической службы холдинговой компании и юридических служб предприятий сделают их правовую работу успешной.

1. Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права. М. 2003. С.164; Рузакова Е. В. Предпринимательские многосубъектные образования: правовая модель и действительность. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности: Сб. науч. тр. Учебно-практическое пособие. Отв. ред., сост., профессор В. С. Белых. Екатеринбург. 2002. С.218.

2. Шиткина И. С. Предпринимательские объединения. М., 2001. С.65.

3. См. п.1 Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 21, ст. 173/пп.18 п.1 ст.48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст.1; ст.4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»//Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст.492.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

Интервью с региональным менеджером по продажам "HID Global" в России и СНГ Сергеем Гордеевым.

Интервью с региональным менеджером по продажам "HID Global" в России и СНГ Сергеем Гордеевым. \\ 05.04.2017

Многочисленные исследования показывают, что существуют опасения относительно безопасности мобильных устройств, чему противопоставлен растущий спрос на подобные решения.

Участник форума СИИС-2017 – Западно-Сибирское Метеоагентство: «Мы открыты к обсуждению любых проектов и сотрудничеству там, где наш опыт будет полезен»

Участник форума СИИС-2017 – Западно-Сибирское Метеоагентство: «Мы открыты к обсуждению любых проектов и сотрудничеству там, где наш опыт будет полезен» \\ 30.03.2017

Западно-Сибирское Метеоагентство – это некоммерческая организация, которая внедряет современные технологии в области экологии, мониторинга окружающей среды, коммуникации, менеджмента и маркетинга для развития различных видов гидрометеорологической деятельности на территории Западной Сибири

вверх