Блоги Юридическая безопасность

Основные направления юридической деятельности на промышленном предприятии

Юридическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

Ю. Г. Холодный , начальник правового управления ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» Высокий менеджмент, выверенный экономический анализ, лояльность и профессионализм коллектива работников – слагаемые успешного развития любого предприятия (крупного, среднего, малого).

Ю. Г. Холодный , начальник правового управления ФГУП «ПО «Уралвагонзавод»

Высокий менеджмент, выверенный экономический анализ, лояльность и профессионализм коллектива работников – слагаемые успешного развития любого предприятия (крупного, среднего, малого). Наряду с перечисленными факторами, первостепенное значение имеет грамотное, профессиональное правовое обеспечение деятельности предприятия.

В условиях жесткого государственного регулирования хозяйственной деятельности (административно-командной системы управления) значимости юридической работы не придавалось большое значение, поскольку были простые, не требующие больших затрат и усилий административные способы решения возникающих экономических споров. С переходом к рыночной экономике ситуация начала коренным образом изменяться. Проблемам юридического обеспечения деятельности стало уделяться значительно больше внимания. Правда, на ранних этапах, ввиду нестабильности экономической и политической ситуации в государстве, а также из-за отсутствия необходимой нормативной базы перед юристами предприятий ставилась задача, прежде всего, обеспечить юридическую чистоту гражданско-правовой сделки, и при необходимости отстоять экономические интересы предприятия в суде. В современных условиях заметно расширяется сфера применения юридической работы на предприятии, повышается авторитет юриста, к его мнению прислушиваются.

Одна из основных задач юридической работы – это предупреждение (профилактика) правонарушений в различных областях деятельности предприятия. В той мере, насколько допустима аналогия между холдингом и живым организмом, настолько возможно сравнение юридической службы с его иммунной системой. Возникновению «очага болезни» внутри организма, проникновению «инфекции» из внешней среды должна противостоять сила, обеспечивающая предупреждение и подавление неблагоприятных для него факторов и процессов.

Смысл деятельности квалифицированного юриста заключается, как правило, в принятии мер превентивного характера, направленных на недопущение негативного развития отношений предприятия с партнерами. Требуется не только ограждать компанию от предъявления к ней имущественных и иного рода требований, но и предотвращать такие случаи, когда невозможно будет получить удовлетворение от должников. В то же время, при недостижении ожидаемого от этих мер результата, надо уметь находить наиболее оптимальный путь защиты интересов предприятия. Лучше предупредить правонарушение либо договориться с процессуальным оппонентом, чем обращаться в суд.

Деятельность по юридическому обеспечению функционирования предприятия, особенно крупного, многогранна. Она складывается из следующих этапов: а) подготовка, согласование, анализ, хранение заключаемых договоров; б) разработка внутренних (локальных) нормативных документов; в) участие в судебной защите интересов предприятия, взаимодействие с налоговыми органами, судебными приставами. Безусловно, указанные этапы не исчерпывают всего арсенала правовых средств, используемых юридической службой предприятия.

Договорная работа. Договор является основой хозяйственного оборота, механизмом перераспределения материальных благ. По мере перехода от централизованной экономики, при которой заранее известно подавляющее большинство контрагентов предприятия, к рыночной системе резко увеличивается число заключаемых организацией договоров. Это можно продемонстрировать на примере ФГУП «ПО «Уралвагонзавод». Если за 1999 г. заключено только 2720 договоров, то в 2002 г. было заключено уже 4202 договора. Судя по первым месяцам текущего года, тенденция к увеличению числа заключаемых объединением договоров сохраняется, а значит, увеличивается объем правовой работы.

Грамотная договорная работа является фундаментом, обеспечивающим защиту интересов предприятия при возникновении конфликтных ситуаций. Уже при проведении переговоров и заключении договора целесообразно предусмотреть возможные варианты споров и наметить способы выхода из конфликтных ситуаций. Недопустима ситуация, когда на важнейших этапах документационного обеспечения организации и проведения отдельных операций или конкретных сделок юристу отводится эпизодическая, второстепенная роль, зато по фактам причинения предприятию материального или иного ущерба юрист экстренно получает «право голоса» и наделяется не свойственными ему функциями, чтобы «успеть в последний вагон уходящего поезда».

Процедура заключения договоров на крупных предприятиях, состоящих из ряда структурных подразделений, между которыми распределены полномочия по согласованию отдельных положений договора, является достаточно продолжительной и трудоемкой. Для ее упорядочения необходимо разработать и ввести в действие локальный документ, устанавливающий порядок согласования и заключения договоров. В этом документе надо четко регламентировать следующее:

– упорядочить согласование каждого конкретного договора службами;

– установить сроки согласования договоров;

– определить порядок хранения договоров.

Целесообразно, чтобы на предприятии были утверждены формы стандартных договоров, связанные с основной деятельностью организации. Это позволит существенно упростить процедуру заключения договоров и гарантирует отсутствие возможных случайных ошибок в тексте документа. Такая практика широко применяется на предприятиях (компаниях, фирмах) промышленно развитых стран.

Особое внимание следует уделить вопросу согласования договоров, заключаемых унитарным предприятием с собственником. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», отдельные виды договоров могут быть заключены только с согласия собственника, кроме того, решение о заключении крупных сделок принимается по согласованию с собственником. Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (ст. 23). Представляется, что определение размера крупной сделки к объему уставного фонда, а тем более установление фиксированного значения такой сделки, является крайне неудачным решением. Во-первых, размер уставного капитала у большинства унитарных предприятий минимальный, и в соответствии с упомянутым законом даже крупным предприятиям придется согласовывать с учредителем относительно небольшие сделки. Для примера, ФГУП «ПО «Уралвагонзавод», с годовым оборотом более чем десять миллиардов рублей, обязано согласовать сделку на сумму свыше 80 тыс. руб. Во-вторых, установленный законом абсолютный размер крупной сделки не зависит ни от каких показателей финансово-экономической деятельности предприятия и не учитывает его индивидуальных особенностей. Даже при увеличении уставного фонда, неуклонно следуя букве закона, ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» обязано будет согласовывать сделки размером свыше 5000000 руб., что приведет к фактической парализации деятельности предприятия.

Очевидно, что указанные положения закона нуждаются в существенной корректировке. Целесообразно в качестве критерия крупной сделки использовать отношение цены сделки к балансовой стоимости имущества предприятия. Это позволило бы существенно расширить правоспособность унитарного предприятия и обеспечить надлежащий контроль за использованием государственного имущества. Однако сейчас, спустя два месяца с момента вступления в силу Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», порядок согласования учредителями предприятия крупных сделок отсутствует.

Разработка локальных нормативных документов предприятия. Они (акты) разрабатываются и утверждаются самим предприятием в лице соответствующих органов (подразделений) для регламентации вопросов, отнесенных действующим законодательством к компетенции самого хозяйствующего субъекта. Существуют различные правовые формы локальных актов (положение, приказ, инструкция, стандарт и др.).

Пока предприятием не разработана система локальных нормативных актов, правомерность и защищенность его деятельности находится под вопросом. Всякая неполнота, недостаточная детализация, непроработанность процедур могут повлечь за собой негативные последствия в виде отмены решений органов управления предприятия, признания сделок недействительными и пр. К сожалению, понимание этого обстоятельства приходит, как правило, в критических обстоятельствах или конфликтных ситуациях. Помня об этом, необходимо заблаговременно создать адекватную систему внутреннего регулирования деятельности организации. Необходима разработка положений о договорной работе, о претензионно-исковой работе и ряда других локальных нормативных актов.

Для обеспечения эффективного применения многие внутренние документы организации, касающиеся правового регулирования социально-трудовой сферы, целесообразно принимать после широкого обсуждения в трудовых коллективах, профсоюзной организации. Ряд локальных нормативных актов в соответствии с требованиями действующего законодательства должен быть принят с учетом мнения или согласован с представительным органом работников. К числу таких документов, в частности, относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, аттестации персонала, о подготовке персонала. Перечень документов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, может быть расширен по усмотрению самой организации в рамках развития социального партнерства.

Судебная защита интересов предприятия. Нередки ситуации, когда не удается избежать или предотвратить конфликтную ситуацию. В этих случаях важно грамотно защитить интересы предприятия в суде. Однако результат рассмотрения спора зависит не только от правильного применения закона. Основа для возможной судебной защиты интересов предприятия закладывается уже при заключении договора. Так, в его тексте необходимо регламентировать вопросы, недостаточно четко отраженные в действующем законодательстве. Целесообразно установить обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Необходимым условием для благоприятного решения спора является согласованная работа всех заинтересованных служб организации. Юристу должна быть предоставлена исчерпывающая информация по возникшему вопросу, чтобы он смог составить свое особое, независимое мнение. Локальными нормативными документами общества целесообразно регламентировать деятельность всех подразделений в случае предъявления к предприятию или предприятием претензий и исков.

Разумеется, юрист может самостоятельно накопить первичную информацию и добиться необходимых пояснений. Вместе с тем это может повлечь его необоснованную загруженность и, как следствие, неблагоприятный исход спора в суде.

Работа по возмещению причиненного предприятию ущерба не заканчивается вынесением судебного акта и получением исполнительного документа. Более того, как показывает практика, это только половина необходимой работы. Вторая половина заключается в принятии действенных мер по исполнению судебного акта.

Недостаточная регламентация законом действий судебного пристава-исполнителя и отсутствие материальной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований приводит к тому, что более половины исполнительных документов фактически не исполняется. В подобных ситуациях сотрудники юридической службы предприятия должны контролировать деятельность судебного пристава и при необходимости обжаловать их в установленном порядке.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом \\ 03.02.2016

9 февраля 2016 года в рамках ТБ Форума при поддержке Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности, Комиссии Мосгордумы по безопасности и Правительства Москвы пройдет конференция "Безопасный город: нормативно-правовые и технологические аспекты". В преддверии этого мероприятия на вопросы ТБ Форума ответил модератор конференции Алексей Майоров, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему!

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему! \\ 21.01.2016

С 14 по 17 марта 2016 года в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне состоится ежегодное знаковое событие в сфере безопасности – 22-я международная выставка MIPS/Securika. О переменах, произошедших на выставке за последние 2 года, мы поговорим с директором MIPS/Securika Натальей Виноградовой.

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ)

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ) \\ 08.06.2015

Мы поговорили с Сергеем Гордеевым о рынке систем контроля доступа, новых тенденциях и планах развития HID Global.

вверх