Блоги Юридическая безопасность

Основные изменения в сфере валютного регулирования в связи с принятием нового Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

Юридическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

С. А. Ширинкин , главный экономист сектора правового обеспечения валютных операций отдела валютного регулирования и валютного контроля Главного управления Банка России по Свердловской области Принятие Федерального закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173–ФЗ) связано с осуществлением последовательной либерализации валютного законодательства как фактора развития рыночной экономики в Российской Федерации, устранением имеющихся пробелов и противоречий с положениями других законодательных актов, а также международных договоров Российской Федерации.

С. А. Ширинкин , главный экономист сектора правового обеспечения валютных операций отдела валютного регулирования и валютного контроля Главного управления Банка России по Свердловской области

Принятие Федерального закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173–ФЗ) связано с осуществлением последовательной либерализации валютного законодательства как фактора развития рыночной экономики в Российской Федерации, устранением имеющихся пробелов и противоречий с положениями других законодательных актов, а также международных договоров Российской Федерации.

В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основу подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций заложен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено». Подобный правовой ориентир свидетельствует о кардинальном изменении в регулировании валютных правоотношений и является основным правилом для органов валютного регулирования и других субъектов нормотворчества при определении порядка проведения валютных операций.

Целесообразно определить изменения, вносимые новым Законом в понятия, которые используются в валютном законодательстве, среди которых отдельного внимания заслуживают следующие:

1. Согласно Закону № 179–ФЗ основополагающим признаком определения «резидентства» физических лиц является гражданство Российской Федерации, тогда как ранее таковым признаком являлось «постоянное место жительства»; при этом данное понятие вызывало различное толкование в правоприменительной практике.

2. В перечень «резидентов» отдельно включены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, если их отношения регулируются данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

3. Уточнены критерии определения «нерезидентства». Если ранее закон устанавливал, что к нерезидентам относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации, то в соответствии с новым Законом физическими лицами – нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173–ФЗ.

4. Понятие «уполномоченные банки» дополнено новым видом кредитных организаций – это филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств при наличии у них лицензии Банка России на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте.

5. Из определения «валютные ценности» исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Порядок использования и обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней регламентируется Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

6. Конкретизирован перечень действий с валютными ценностями, признаваемыми «валютными операциями». При этом особого внимания заслуживает включение в указанный перечень операций, связанных с переходом права собственности на валюту Российской Федерации. К ним относятся:

– «приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента, отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента …валюты Российской Федерации…;»

– «приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента …валюты Российской Федерации…;»

– «ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации …валюты Российской Федерации…;»

– «перевод …валюты Российской Федерации… со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;»

– «перевод нерезидентом валюты Российской Федерации …со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации».

В числе новелл в понятийном аппарате Закона № 173–ФЗ относятся следующие:

1. «Внешние ценные бумаги» и «внутренние ценные бумаги». Ранее в законе использовалось другое понятие «ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте», которое раскрывалось путем предоставления конкретного перечня таких ценных бумаг.

Новый Закон предусматривает перечень признаков, определяющих ценные бумаги как «внутренние» или «внешние».

К внутренним ценным бумагам относятся:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

К внешним ценным бумагам отнесены ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с законом к внутренним ценным бумагам.

2. «Валютная биржа». Регламентация понятия валютной биржи в новом Законе № 173–ФЗ связана с тем, что определение порядка и условий организации биржевых торгов иностранной валютой входит в компетенцию Банка России как органа валютного регулирования и валютного контроля.

3. «Специальный счет», «резервирование» как новые виды ограничений при проведении валютных операций движения капитала, что связано с изменениями в механизме регулирования валютных правоотношений: с административных мер – разрешительный порядок – на экономические – использование специальных счетов и/или резервирование при проведении валютных операций.

4. Исключена классификация валютных операций на «текущие валютные операции» (осуществляемые без ограничений) и «валютные операции, связанные с движением капитала» (осуществляемые в порядке, устанавливаемом Банком России). В новом Законе валютные операции, осуществляемые с ограничениями, определены как «валютные операции движения капитала».

При этом новым Законом № 173–ФЗ предусматривается, что валютные операции, которые осуществлялись до его вступления в силу на основании разрешений органов валютного контроля, которые продолжают свое действие проводятся в порядке, предусмотренного в разрешениях органов валютного контроля.

Исходя из принципиальных изменений в содержании понятия «валютные операции» и мерах их регулирования, преобразованию (в целях определения порядка проведения валютных операций в зависимости от вида валютной операции) подлежит и классификация валютных операций:

1. Валютные операции между резидентами:

а) запрещенные;

б) разрешенные.

2. Валютные операции между нерезидентами.

3. Валютные операции между резидентами и нерезидентами:

а) осуществляемые без ограничений;

б) осуществляемые с ограничениями (операции движения капитала):

– регулируемые Правительством Российской Федерации;

– регулируемые Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

При определении порядка осуществления валютных операций также необходимо учитывать основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, которые впервые предусмотрены в новом законе:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютные операции между резидентами, по общему правилу, запрещены, за исключением тех, которые прямо предусмотрены в законе. Исчерпывающий перечень разрешенных валютных операций приведен в ст. 9 Закона. Такой способ регулирования данного вида валютных операций является вполне оправданным, поскольку одной из целей нового закона является обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами обычно осуществляются без ограничений. При осуществлении валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации нерезиденты обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг. При совершении указанных валютных операций Банк России может устанавливать ограничение в виде обязательного использования специального счета.

Кроме того, при списании и (или) зачислении денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет нерезидента Банком России может быть установлено ограничение в виде резервирования.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В новом Законе кардинально изменен подход к регулированию валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Если старый закон предусматривал исчерпывающий перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, а в отношении всех остальных операций Банк России мог устанавливать порядок их совершения, то в новом законе приведен исчерпывающий перечень валютных операций, которые являются регулируемыми (валютные операции движения капитала), а все остальные валютные операции, не попавшие в этот перечень, а также те из числа регулируемых валютных операций, в отношении которых специально не установлен порядок их совершения, осуществляются без ограничений

Регулирование порядка осуществления валютных операций движения капитала отнесено новым законом к компетенции Правительства РФ и Банка России.

При описании в ст. 7 Закона валютных операций, регулируемых Правительством РФ, указывается вид валютной операции и дается перечень ограничений, которые могут быть приняты в целях регулирования данного вида валютных операций.

В ст. 8 Закона № 173–ФЗ, предусматривающей валютные операции, регулируемые Банком России, указывается ограничение и приводится перечень операций, к которым оно может быть применено.

Категории валютных операций, которые являются регулируемыми в соответствии с новым законом, не претерпели существенных изменений. Так, к компетенции Правительства РФ отнесено регулирование валютных операций, связанных с экспортом и импортом по внешнеторговым контрактам, по которым расчеты осуществляются как в иностранной валюте так и в российских рублях при отсрочке платежа свыше 180 дней (ранее 90 дней), экспортом и импортом товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности при отсрочке платежа свыше 3 лет, расчетами и переводами за строительные и подрядные работы, производимые резидентами за пределами российской Федерации при отсрочке платежа свыше 5 лет, инвестиционной деятельностью резидентов.

В компетенции Банка России оставлено регулирование валютных операций, связанных с расчетами и переводами по кредитам и займам в иностранной валюте и российских рублях, операций с внешними и внутренними ценными бумагами, операций кредитных организаций за исключением банковских операций.

Новый Закон предусматривает два вида ограничений, которые могут быть предусмотрены при проведении валютных операций движения капитала:

1) требование об использовании специального счета и/или

2) требование о резервировании.

Специальный счет. Понятие специального счета содержится в п. 10. ч. 1 ст. 1 Закона – это банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо (для ценных бумаг), либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Законом.

В случае установления в соответствии с Законом № 173–ФЗ требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета.

В настоящее время Банк России реализовал свое право по регулированию валютных операций, отнесенных к его компетенции, установив требование об обязательном использовании специальных счетов при проведении ряда валютных операций движения капитала (см.: инструкция Банка России от 07.06.2004 г. № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов»).

Резервирование. Резервирование предполагает обязанность внесения резидентом или нерезидентом на отдельный счет в уполномоченном банке определенной суммы на определенный срок, которые устанавливаются на основании закона органом валютного регулирования по валютным операциям движения капитала, отнесенным к их компетенции.

Виды резервирования, отнесенные к полномочиям Банка России:

1. Резервирование в размере, не превышающем 100 % осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.

2. Резервирование в размере, не превышающем 20 % суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 1 года.

Виды резервирования, отнесенные к полномочиям Правительства РФ:

1. Резервирование в размере, не превышающем 50 % суммы, на которую предоставлена отсрочка, на срок до исполнения обязательства, но не более 2 лет.

2. Резервирование в размере, не превышающем 100 % суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 2 лет.

К числу общих правил, предъявляемых законом к резервированию, относятся:

– установление не более одного требования о резервировании применительно к одной валютной операции;

– установление требования о резервировании в пределах сумм и сроков, предусмотренных в Федеральном законе;

– обязательность соблюдения требования о резервировании при осуществлении валютных операций в случаях, установленных органами валютного регулирования;

– внесение суммы резервирования в валюте Российской Федерации;

– внесение суммы резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке;

– обязанность уполномоченного банка внесения суммы равной полученной сумме резервирования на счет в Банке России;

– возвратность сумм резервирования.

В настоящее время Банком России установлено требование о резервировании указанием Банка России от 29.06.2004 г. № 1465-У «Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов».

Новый порядок проведения валютных операций, создаваемый при помощи экономических мер (использование специального счета, резервирование), носит временный характер, так как положения Закона № 173–ФЗ, предусматривающие указанные ограничительные нормы, действуют до 01.01.2007 г. Ограниченный срок действия ряда норм Закона свидетельствует о тенденциях развития валютного законодательства, связанных с последовательной либерализацией валютной политики Российской Федерации.

Вместе с тем, наряду с указанными изменениями, Закон № 173–ФЗ устанавливает новый порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (данные нормы Закона вступают в силу с 19.06.2005 г.), корректирует правила осуществления валютных операций на внутреннем валютном рынке, создает новую систему валютного контроля, вносит изменения в иные сферы валютных правоотношений.

Реализация требований Закона № 173–ФЗ связана с качественными изменениями всей нормативной базы в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Указанная работа осуществляется Банком России путем принятия новых нормативных актов в целях развития положений Федерального закона и реализации делегированных полномочий.

В заключение хотелось бы отметить, что настоящая статья освещает лишь часть изменений валютного законодательства, являющихся особо принципиальными и требующих первоочередного внимания. При этом существует объективная необходимость в детальном анализе иных положений Федерального закона. Выявление и решение проблем в правоприменительной практике при реализации положений нового закона внесет правовую определенность в деятельность субъектов, участвующих во внешнеэкономических правоотношениях.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

Интервью с региональным менеджером по продажам "HID Global" в России и СНГ Сергеем Гордеевым.

Интервью с региональным менеджером по продажам "HID Global" в России и СНГ Сергеем Гордеевым. \\ 05.04.2017

Многочисленные исследования показывают, что существуют опасения относительно безопасности мобильных устройств, чему противопоставлен растущий спрос на подобные решения.

Участник форума СИИС-2017 – Западно-Сибирское Метеоагентство: «Мы открыты к обсуждению любых проектов и сотрудничеству там, где наш опыт будет полезен»

Участник форума СИИС-2017 – Западно-Сибирское Метеоагентство: «Мы открыты к обсуждению любых проектов и сотрудничеству там, где наш опыт будет полезен» \\ 30.03.2017

Западно-Сибирское Метеоагентство – это некоммерческая организация, которая внедряет современные технологии в области экологии, мониторинга окружающей среды, коммуникации, менеджмента и маркетинга для развития различных видов гидрометеорологической деятельности на территории Западной Сибири

вверх