Блоги Юридическая безопасность

Конституционные основы предпринимательской деятельности: понятие и содержание

Юридическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

С. В. Белых , кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права УрГЮА Довольно широкое распространение в правовой литературе получил термин «конституционные основы».

С. В. Белых, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права УрГЮА

Довольно широкое распространение в правовой литературе получил термин «конституционные основы». Рассматривая вопрос о понятии конституционных основ, ученые-юристы по-разному определяют их юридическую сущность, не затрагивая при этом смыслового содержания данной категории.

Так, В. В. Гладышев пишет о конституционных основах как об основополагающих принципах государства 1 . Более широкое определение конституционных основ дано O. Н. Горбуновой, сформулировавшей их как конституционные нормы права, являющиеся базой для текущего законодательства 2 . Е. А. Ровинский, рассматривая вопрос о конституционных основах деятельности Советского государства, определил смысл вышеуказанного понятия и как принципы, и как нормы, закрепленные в Конституции 3 . Аналогичного мнения придерживается и А. О. Миняев. При этом автор считает, что под конституционными основами следует понимать прежде всего нормы Конституции, непосредственно закрепляющие основы (начала, устои, базис) устройства общества и государства в целом, а также тех или иных общественных отношений 4 .

Представляется, что наиболее гармоничным следует признать суждение И. А. Умновой и А. А. Белкина, которые определяют конституционные основы как специальное правовое понятие, в котором отражается тот факт, что реальные отношения, исполняющие в общественной жизни роль основ, закрепляются и охраняются юридическими средствами. Конституционные основы содержат как общее, так и особенное. Их специально юридическая функция заключается в том, что они служат посредствующим звеном в регулировании отдельных правовых связей5. Данных авторов поддерживают также М. Н. Марченко, Е. С. Меркулов 6 .

В настоящее время вопрос о научном определении и правовом закреплении термина «конституционные основы» приобрел особое значение. В процессе построения правого государства Конституция рассматривается как правовой документ высшей юридической силы, определяющий развитие всех отраслей права и имеющий прямое действие, на ее основе базируется и развивается весь правовой массив государства, приобретая всеобщее признание. С принятием Конституции у любого государства появляется некая новая точка отсчета его существования.

Для раскрытия понятия конституционных основ необходимо обратиться к сущности конституционного законодательства, базирующихся на нем политико-правовых требований и положений, принципов права, их соотношению с иными конституционными основами.

Конституционное законодательство представляет собой отрасль российского законодательства, определяющую основные принципы построения и деятельности государства, его институты, закрепляющую положение человека и его статус гражданина, регулирующую основные стороны гражданского общества и устанавливающую правовую систему государства 7 .

Открытым остается вопрос о критериях отнесения тех или иных нормативных актов к числу конституционного законодательства. Думается, что в качестве таких критериев следует рассматривать: 1) статус субъекта, принявшего правовой акт; 2) формально-юридические признаки правового акта; 3) содержание регулируемых правовым актом отношений, их роль в обществе и государстве 8 .

В таком понимании к конституционному законодательству относится Конституция Российской Федерации, конституционные законы, федеральные законы, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, принятые в соответствии с его конституцией или уставом, законы о ратификации международных договоров или соглашений, модельные законы, принимаемые Межпарламентской ассамблеей СНГ 9 .

Вместе с тем конституционный закон – понятие более узкое, включающее в себя основной закон государства, специально определенные им конституционные законы (законы о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы), конституции и уставы субъектов Федерации. Необходимо отметить, что конституции и уставы субъектов Российской Федерации являются основными законодательными актами субъектов Российской Федерации, которые регулируют устройство власти, положение граждан, построение финансовой системы на своей территории.

Конституционные основы не следует отождествлять и с конституционными принципами, которые являются их составной частью, но отличны от других видов основ по правовой значимости, функциональному назначению. Принципы права в своей основе есть результат отражения экономических отношений, политических условий общественного развития. Вместе с тем принципы являются лишь компонентом, моментом конкретизации и специфического преломления мировоззрения общества, его идей и начал 10 .

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы 11 .

Право активно влияет на все экономические и социальные процессы. Принципы права и всего механизма правового регулирования выступают в качестве идейной пружины, основных начал, характеризующих содержание норм, правоприменительных актов, главные направления их функционального воздействия на общественные отношения 12 .

В юридической литературе выражены различные суждения на природу принципов права. Говоря о принципах как об идеях, необходимо представлять, что их основы могут формироваться и до создания отдельных форм права в виде правовых принципов. В свою очередь, правовой принцип – это требования, предъявляемые к определенной системе права, которые формируются до возникновения системы права. Без их формирования было бы невозможно создание новой системы права, которая ведет к превращению правовых принципов в принципы права 13 .

С. С. Алексеев справедливо определяет принципы как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Иными словами, «принципы выступают в качестве таких правовых явлений, которые непосредственно связывают содержание права с его основами – теми закономерностями общественной жизни, на которых данная система права построена и которые она закрепляет» 14 .

Как попытка познания объективной закономерности принцип представляет собой результат человеческой деятельности. На базе обобщения и абстракций ряда повторяющихся событий (явлений) выявляется главный и решающий итог, представляющий собой высшую степень обобщенности социальных требований. А нормативное закрепление в качестве правовой или социальной нормы позволяет принципу распространиться на тy область отношений, из которых он абстрагирован. Получив конституционное закрепление, принцип получает высшее выражение нормативности.

Именно в законодательстве, в системе правовых норм, правовые принципы получают общезначимое закрепление. Как справедливо отмечают в своей работе Р. З. Лившиц и В. И. Никитский, нет норм, в которых не проявлялись бы правовые принципы 15 .

Полная реализация правовых идей (принципов) имеет место в ходе государственно-правовой и вообще общественной практики, когда устанавливаются такие юридические формы общественных отношений, к которым законодатель сознательно стремится 16 .

Действенность правовых принципов зависит от их научной зрелости и обоснованности, от уровня культурного развития общества, от совершенства правовых средств, с помощью которых они подкрепляются. Конституционное закрепление придает принципу права абсолютную юридическую силу, так как Конституция Российской Федерации является основным законом государства и имеет прямое действие.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является сложным, многосторонним социально-экономическим явлением. В силу этого в сфере действия права она оказывается объектом межотраслевого регулирования, воздействия. Прямо или косвенно предпринимательские отношения регулируются нормами множества разных отраслей публичного и частного права. Свою роль в таком регулировании играет и конституционное право.

Представляется, что своеобразие конституционно-правового регулирования предпринимательских отношений определяется особенным положением конституционного права в системе российского права.

Общим местом является указание на основополагающий характер конституционного (государственного) права по отношению к иным отраслям права. Вот как эту мысль проводят А. А. Безуглов и С. А. Солдатов: «…если предметы других отраслей права (гражданского, уголовного и др.) самостоятельны, независимы друг от друга, то предмет конституционного права, регулируемые им общественные отношения существуют не отдельно, не изолированно от общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, а являются для всех них исходными, базовыми, главными» 17 . Цитируемые авторы иллюстрируют свою мысль на примере налоговых отношений. С их точки зрения, все налоговые отношения регулируются нормами налогового права, а исходные, главные общественные отношения в сфере налогов являются предметом конституционного права. Основополагающий характер отношений, регулируемых нормами конституционного права относительно отношений, составляющих предмет других отраслей права, означает и основополагающий характер норм конституционного права по отношению к нормам иных отраслей 18 .

Вот еще одна точка зрения по этому вопросу В. О. Лучина, который считает, что Конституция РФ закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Конституционные нормы имеют своей целью общую, универсальную регламентацию статуса субъектов права. Они касаются всех наиболее важных сторон, однако не в деталях, а лишь в обобщенном виде, выражающем самые существенные черты их правового положения 19 .

Авторы учебника по общей теории государства и права утверждают, что конституционное право имеет своим предметом основы социально-экономического и политического строя. Это система отношений «общество-государство-личность». Данная отрасль не комплексная, не общая часть всех отраслей, не «сверхотрасль», а изначальна 20 . Иначе говоря, на уровне Основного закона закрепляется сущностная сторона (конструкция сущности) социально-экономических, политических и духовных (мировоззренческих) процессов в обществе.

Как это ни парадоксально, указание на основополагающий, ведущий характер конституционного права в изложенном понимании несет в себе некую ущербность конституционно-правового регулирования. Для закрепления основ достаточно принципиального, рамочного регулирования, чего для полноценной отрасли права явно недостаточно. Полноценное регулирование предполагает использование широкого набора конкретизированных подходов, способов упорядочения общественных отношений. Конечно, они имеются и в конституционном праве. Неслучайно А. А. Безуглов и С. А. Солдатов говорят о вхождении в предмет конституционного права не только фундаментальных, но и иных отношений 21 .

Неслучайно поэтому А. Н. Кокотов пошел даже на введение двух разных, хотя и связанных между собой определений конституционного права. Одно характеризует конституционное право как обычную отрасль права. Обычную в смысле прежде всего используемых методов и способов регулирования. Второе характеризует конституционное право как своеобразную общую часть российского права, т. е. как раз в значении ведущей, основополагающей отрасли 22 .

По мнению А. Н. Кокотова, конституционное право как обычная отрасль права – совокупность конституционных и обычных норм, определяющих с помощью методов общего и детального нормирования устройство и порядок деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы 23 . Очевидно, что предпринимательство, экономическая деятельность в целом не входят в предмет конституционного права в этом его значении. Отсюда вытекает принципиальное понимание того, что предпринимательство составляет предмет общего, рамочного конституционно-правового регулирования. Это тот случай, когда говорят о конституционно-правовых основах тех или иных общественных отношений. На этом направлении конституционное право действует в значении общей части российского права (по А. Н. Кокотову).

В этом значении конституционное право названный автор трактует как совокупность конституционных норм, закрепляющих социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина, задающих структуру российского права, единые цели, принципы, ценности всех его отраслей, обеспечивающих их согласованное, непротиворечивое действие 24 .

Если предпринимательская деятельность является предметом данного способа регулирования, то направленность конституционно-правового воздействия на предпринимательские отношения выражается, во-первых, в выделении (установке на такое выделение) комплексного межотраслевого нормативного массива, необходимого и достаточного для регулирования предпринимательских отношений. Во-вторых, в определении единых целей, принципов, ценностей для всех отраслей, регулирующих предпринимательские отношения 25 . В-третьих, в согласовании правотворческом, правоприменительном норм разных отраслей, задействованных в регулировании предпринимательских отношений, исключении противоречий между ними. Такое согласование достигается, в частности, за счет уточнения предмета правового регулирования разных отраслей права, законодательства, четкого разграничения сфер их регулирования. Конечно, сам конституционный текст в силу предельной своей лаконичности, абстрактности не способен дать исчерпывающую модель решения названной проблемы. Однако здесь на первый план выходят технологии конституционно-судебного толкования. Конституционный Суд как бы продолжает Конституцию, детализирует, уточняет ее содержание. Естественно, он здесь не вправе относиться к имеющемуся конституционному тексту произвольно.

Таким образом, конституционные основы предпринимательской деятельности являют собой специфическое правовое понятие, отражающее общие для государственно-правовой системы требования и особые формы их реализации через отдельные нормы или их группировки в целях организации и осуществления предпринимательской деятельности. В этом смысле конституционные основы можно определить как закрепленные в конституционном законодательстве принципы и иные начала и требования, обязательные для развития государственно-правовой системы в сфере предпринимательства.

Укрепление конституционных основ правовой системы является актуальной задачей науки конституционного права и базирующихся на ней отраслей публичного и частного права. К сожалению, в отечественной науке эта проблема долгие годы не получала должного разрешения, хотя и давались характеристики признаков конституции. Между тем от эффективности влияния конституционных законов на развитие правовой системы зависит стабильный правовой порядок в государстве, что становится все более ощутимым 26 .

1 Гладышев В. В. Конституционные основы внешней политики Советского государства. М, 1978.

2 Финансовое право: Учебник / Под ред. Проф. О. Н. Горбуновой. М: Юристь, 1996. С. 30.

3 Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960.

4 Миняев А. О. Конституционные основы экологического права: Автореф. дисс.… канд. юрид. наук. М., 2003. С. 15.

5 Умнова И. А. Конституционные основы современного Российского федерализма: Учеб-практ. пособие. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Дело, 2000. С. 45; Белкин А. А. Категория «основа» в Конституции СССР // Вестник ЛГУ. 1983. № 11. С. 77.

6 Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. / отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 3. – М., 2001. С. 287, 292–293; Е. С. Меркулов. Система органов государственной субъектов Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Дисс.… канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 23.

7 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1999. С. 22.

8 Проблемы науки конституционного права: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. С. 32–33.

9 Конституционное законодательство России… С. 34–36.

10 Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юрид. лит., 1976. С. 216.

11 Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. Теория права, М.: Зерцало, 1998. С. 23.

12 Юсупов В. А. Теория административного права. М.: Юрид. лит. 1985. С. 30.

13 Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973, С. 107–108.

14 Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1973., С. 102.

15 Лившиц Р. З., Никитский В. И. Принципы советского трудового права // Советское государство и право. 1974. № 8.

16 Васильев A. M. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юрид. лит., 1976. С. 216.

17 Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России: В 3 т. Т. 1. М., Профобразование. 2001. С. 13, 14.

18 О ведущей роли конституционного права в российском праве см., например: Алексеев С. С. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 142; Общая теория права: Учебник / Под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд., М., МГТУ. 1996. С. 187; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., НОРМА-ИНФРА•М. 1998. С. 3–5; Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России: Учебник, изд. 3. М., Юристъ, 2002. С. 10–14.; Кравец И. А. Российская Конституция и проблемы эффективности ее реализации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2003. № 4. С. 65–68; Конституционное право субъектов Российской федерации / Отв. ред. В. А. Кряжков. М., Городециздат, 2002. С. 21, др.; Ю. К. Краснов Государственное право России: Уч. пос. М., Юристъ, 2002. С. 17, др.

19 См.: Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 66, 122.

20 Общая теория государства и права: В 2 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова Т. 2. Теория права [Борисов В. В., Гранат Н. Л., Гревцов Ю. И. и др.] М.: Зерцало, 1998. С. 240–241.

21 Безуглов А. А., Солдатов С. А. Указ. соч. С. 14.

22 Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М., Юристъ, 2003. С. 25.

23 Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. С. 25.

24 Там же.

25 О целях, ценностях, принципах в праве см., например: Неновски Н. Право и ценности. М., Прогресс, 1987; Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, СГАП. 2003; Лукашева Е. А. Принципы социалистического права // Сов. гос-во и право. 1970. № 6; Семенов В. М. Специфические отраслевые принципы советского гражданского процессуального права // Сбор. уч. трудов СЮИ. Свердловск, Вып. 2. 1964.

26 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1999. С. 13.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом \\ 03.02.2016

9 февраля 2016 года в рамках ТБ Форума при поддержке Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности, Комиссии Мосгордумы по безопасности и Правительства Москвы пройдет конференция "Безопасный город: нормативно-правовые и технологические аспекты". В преддверии этого мероприятия на вопросы ТБ Форума ответил модератор конференции Алексей Майоров, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему!

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему! \\ 21.01.2016

С 14 по 17 марта 2016 года в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне состоится ежегодное знаковое событие в сфере безопасности – 22-я международная выставка MIPS/Securika. О переменах, произошедших на выставке за последние 2 года, мы поговорим с директором MIPS/Securika Натальей Виноградовой.

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ)

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ) \\ 08.06.2015

Мы поговорили с Сергеем Гордеевым о рынке систем контроля доступа, новых тенденциях и планах развития HID Global.

вверх