Блоги Экономическая безопасность

Россия и ЕС: перспективы экономической и правовой интеграции

Экономическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

В. Б. Исаков , вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор – Уважаемый Владимир Борисович, внешнеэкономическая политика охватывает прежде всего внешнеторговую и трансграничную инвестиционную деятельность.

В. Б. Исаков , вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

– Уважаемый Владимир Борисович, внешнеэкономическая политика охватывает прежде всего внешнеторговую и трансграничную инвестиционную деятельность. Каково в этом отношении положение в России и какие внешнеэкономические задачи стоят перед нашим государством?

– Во внешней торговле наиболее актуальной проблемой по-прежнему является создание рациональной товарной структуры экспорта и импорта. Пользуясь своими богатыми ресурсами полезных ископаемых, Россия выполняет роль поставщика сырьевых ресурсов для промышленно развитых стран и покупателя готовых изделий по самой широкой товарной номенклатуре. В результате отечественные отрасли обрабатывающей промышленности остаются без заказов и работы. Опыт международной торговли показывает, что страны, ориентирующиеся на экспорт сырьевых товаров, в наибольшей степени уязвимы от ценовой конкуренции на мировом рынке. Для готовой продукции основным способом борьбы за покупателя является неценовая конкуренция за счет непрерывного совершенствования потребительских свойств товара (надежность, экономичность, комфортность, экологическая безопасность, дизайн). Мировые цены на готовые изделия непрерывно и стабильно растут. Чем уже экспортная специализация стран, тем уязвимее ее экономика от внешних потрясений.

Опора только на экспортно-ориентированные отрасли (нефтедобыча, газодобыча, лес и руда) годится только для стран, не обладающих достаточным научно-техническим потенциалом и квалифицированной рабочей силой. Для России такой курс означал бы окончательное разрушение ее научно-технического потенциала, закрепление ее сырьевой специализации на мировом рынке. Для прорыва в данном направлении нужна прежде всего диверсификация номенклатуры экспорта.

– Что предопределяет внешнеэкономическую политику России?

– Россия исходит из необходимости соединения современных рыночных экономических механизмов, основанных на добросовестной конкуренции и справедливой коммерческой практике, со своими уникальными особенностями и традициями, исходит из важности поддержания исторических связей между Россией и другими странами Европы и наличия общих ценностей.

Правовой основой участия России в общеевропейском экономическом пространстве является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 года.

Следуя положениям Соглашения, Россия применяет механизм внешней торговли, базирующийся на режиме наиболее благоприятствуемой нации, как он предусмотрен в ГАТТ-1994. Импортируемые товары облагаются внутренними налогами и сборами аналогично отечественным товарам. В том, что касается порядка продажи импортируемых товаров на внутреннем рынке, транспортировки, распределения или использования, также применяется национальный режим. Соблюдается принцип свободы международного транзита товаров через территорию России. Предоставляется освобождение от импортных пошлин временно ввозимых товаров.

Торгово-экономическое сотрудничество с Европейским союзом – основным торговым партнером России, на долю которого после расширения ЕС будет уже в будущем году приходиться более 50 % российского внешнеторгового оборота, имеет приоритетное значение в системе внешнеэкономических связей России. Мы учитываем, что расширение ЕС на восток будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, единообразных правовых норм, регулирующих внешнеторговую деятельность.

Полагаем, что для обеспечения дальнейшего поступательного развития торговли России с ЕС новому Совету партнерства необходимо в первую очередь провести консультации по следующим мероприятиям торгово-политического характера:

- разработка среднесрочной программы взаимодействия России со странами-членами ЕС с учетом специфики торгово-экономических отношений с ними, необходимости совершенствования системы валютно-финансовых расчетов в связи с переходом на евро, обеспечения решения вопросов, связанных с Калининградской областью России, постепенного введения безвизового режима со странами-членами ЕС для предпринимателей, осуществляющих внешнеторговую деятельность;

- дальнейшее развитие банковской и страховой деятельности, транспортной инфраструктуры и систем связи для обслуживания возрастающего внешнеторгового оборота;

- обеспечение в контексте расширения ЕС и с учетом исторической значимости для России рынков стран Центральной и Восточной Европы неухудшения режима доступа на рынки этих стран, принимая во внимание распространение на эти страны общих положений торгово-политического режима ЕС, в том числе действующих против российских экспортеров количественных ограничений торговли сталью, оговоренных в Соглашении между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали;

- ускорение процесса сближения и унификации нормативно-правовой базы России и ЕС, регулирующей внешнеторговую, таможенную, налоговую и валютно-финансовые сферы, в том числе платежно-расчетные отношения.

В соответствии со ст. 55 Соглашения Россия приняла обязательство о постепенном достижении совместимости своего законодательства с законодательством Европейского союза, в частности, в области таможенного законодательства и в области технического регулирования.

В этом отношении следует признать радикальный шаг вперед, который сделан в новом Таможенном кодексе. Так, предельный срок таможенного оформлении теперь ограничивается тремя рабочими днями, что соответствует стандартным положениям Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Положения Кодекса направлены на то, чтобы таможенные процедуры не препятствовали нормальному ходу внешней торговли. Для добросовестных предпринимателей, осуществляющих внешнеторговую деятельность, теперь предусмотрены специальные упрощенные таможенные процедуры.

Вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», положения которого о технических регламентах и стандартах соответствуют положениям Соглашений ВТО о технических барьерах в торговле и о санитарных и фитосанитарных мерах. Это позволяет сторонам:

- устранить имеющиеся различия в области метрологии, стандартизации, сертификации и начать процесс переговоров по заключению масштабного соглашения между Россией и ЕС в этой области;

- создать постоянные системы взаимной информации об опасных продуктах, а также в отношении цен и характеристик предлагаемых товаров и услуг;

- расширить обмены между представителями организаций потребителей с целью защиты прав потребителей.

Соблюдение Россией ее международных обязательств позволяет сделать вывод, что назрело время для России и Европейского союза в соответствии со ст. 3 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве приступить к рассмотрению всего круга вопросов с целью создания зоны свободной торговли между Россией и Европейским союзом, т. е. зоны беспошлинной взаимной торговли, как это понимается в ГАТТ-1994. Целесообразно поставить эти вопросы как первоочередные на рассмотрение Совета партнерства.

Для решения этой задачи необходимо уделить должное внимание, в частности, следующим направлениям сотрудничества в области внешнеторговой деятельности:

- расширение коммерческих связей на региональном уровне (на уровне субъектов федераций, земель, провинций, городов);

- развитие коммерческих связей между малыми и средними предприятиями России и стран Европы;

- совершенствование норм и практики инновационной деятельности предприятий путем разработки на многосторонней основе типовых правил и модельных контрактов, например, модельных договоров международного финансового лизинга, лицензионных договоров по использованию патентов на изобретения, передаче «ноу-хау» и товарных знаков, договоров франчайзинга;

- проведение совместных мероприятий по профессиональной подготовке малых и средних предпринимателей, занятых в инновационной деятельности, и обмену опытом по эффективной защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении внешнеторговой деятельности.

– Что делается для обеспечения эффективной инвестиционной политики, для обеспечения роста прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России и что нужно еще сделать?

– В комплексе экономических отношений России со странами ЕС приоритет должно получить сотрудничество в осуществлении прямых трансграничных инвестиций в реальный сектор экономики.

Полагаем, что для обеспечения дальнейшего поступательного развития инвестиционной деятельности России с ЕС Совету партнерства необходимо в первую очередь провести консультации по следующим направлениям:

реализация крупных совместных инвестиционных проектов в форме прямых западноевропейских инвестиций в производственный сектор российской экономики;

организация производственной кооперации предприятий разных стран по изготовлению высокотехнологичного оборудования.

Считаем также, что Совету партнерства в соответствии со ст. 55 Соглашения следует провести консультации на тему, насколько взаимные ограничения для осуществления прямых иностранных инвестиций, а также изъятия для такой формы прямых иностранных инвестиций, как создание дочерних предприятий на территории России и ЕС, перечисленные в Приложениях 3 и 4 к Соглашению (в отношении ведения предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, участия в издательских организациях, приобретения земельных участков, оказания услуг связи и др.), соответствуют современной ситуации расширяющегося сотрудничества России и ЕС.

Следуя положениям Соглашения, Россия применяет механизм прямых иностранных инвестиций, который обеспечивает свободное движение капитала между резидентами России и ЕС в форме создания организаций с иностранным участием. Основной правовой акт в этом отношении – Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он устанавливает национальный режим для иностранных инвесторов, т. е. режим не менее благоприятный, чем для отечественных инвесторов, перечисляет гарантии, которые государство предоставляет инвестору в соответствии с международной практикой. Обеспечивается беспрепятственный перевод за границу доходов от таких инвестиций. Для переводов, связанных с трансграничным движением капитала, используется тот же валютный курс, что и для текущих операций.

Следуя положениям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, Россия применяет также практику заключения двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и защите инвестиций и соглашений об избежании двойного налогообложения.

Для содействия предпринимательской деятельности в России совершенствуется судебная инфраструктура. Создается надежная система судебного и арбитражного (в лице третейских судов, в том числе и международного коммерческого арбитража) разрешения хозяйственных споров. Гарантируется твердое исполнение судебных и арбитражных решений, в том числе и иностранных судов и арбитражей. Исполнение решений международных коммерческих арбитражных судов обеспечивается неуклонным соблюдением Нью-Йоркской конвенции 1958 года, участницей которой является и Россия. Что касается исполнения иностранных судебных решений, то оно обеспечивается двусторонними межправительственными соглашениями о взаимной правовой помощи, подобных, например, тому, которое заключено между Россией и Финляндией.

На Совете партнерства, на наш взгляд, можно было бы рассмотреть вопрос о разработке на многосторонней основе Соглашения между Россией и ЕС о механизме приведения в исполнение судебных решений.

При привлечении иностранных прямых инвестиций и в целом при осуществлении инвестиционной деятельности в России исходят из того, что государство гарантирует неуклонную защиту прав собственности инвесторов, но вместе с тем должно сочетаться с выполнением обязательств собственника перед обществом, в частности, при соблюдении норм экологической безопасности в предпринимательской деятельности.

Малый бизнес играет важную роль в инвестиционной деятельности. Развитие малого бизнеса является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера. Хорошо развитый сектор малого бизнеса способствует росту занятости населения и формированию массового среднего класса.

В России в целях стимулирования малого бизнеса в законодательном порядке предпринято несколько важных шагов. Введена упрощенная система налогообложения, сокращено налоговое бремя, упрощено администрирование налога, ограничено количество государственных проверок, упрощен порядок регистрации новых фирм. Однако острой проблемой остается привлечение кредитных средств (микрофинансирование), особенно на ранних стадиях деятельности. Необходимо также создать сеть биржевых фондовых площадок для продажи акций высокотехнологичных предприятий.

В этом отношении помог бы опыт ЕС, организация необходимых рабочих встреч на эту тему Советом партнерства.

В целях интеграции энергетических рынков в Европе на Совете партнерства необходимо рассмотреть затянувшийся по времени обсуждения вопрос о готовности сторон к ратификации Договора к Европейской энергетической хартии с разработкой совместной инвестиционной программы (для модернизации энергетической инфраструктуры, создания институциональных, правовых, налоговых и иных условий, необходимых для стимулирования процесса расширения торговли и инвестиций в топливно-энергетической сфере, совершенствования технологий подачи и конечного потребления в сфере энергетики по всему спектру видов энергии).

Учитывая возрастающую роль информационно-коммуникационных технологий, особенно электронных, для инвестиционной деятельности Совету партнерства, полагаем, следует разработать совместную программу по сотрудничеству в этой области на среднесрочную перспективу: подготовка специалистов по информационным технологиям и услугам, применение общеевропейских технических регламентов и стандартов, систем сертификации и нормативного регулирования в этой сфере и т. д.

– Какое место занимают торгово-промышленные палаты стран Европы в создании общеевропейского экономического пространства?

– На наш взгляд, роль торгово-промышленных палат Европы в создании общеевропейского экономического пространства может и должна быть существенно расширена. В этой связи, на наш взгляд, необходимо создать при Совете партнерства Комитет руководителей торгово-промышленных палат стран ЕС и России. Предметом деятельности указанного Комитета, на наш взгляд, могли бы быть:

- разработка рекомендаций по созданию благоприятных условий для расширения взаимной торговли разнообразными видами товаров, прежде всего товарами с высокой степенью переработки, обмена информацией об экспортных возможностях и импортных потребностях, в том числе в рамках торговых ярмарок и выставок;

- разработка рекомендаций для увеличения прямых трансграничных инвестиций, улучшения условий защиты инвестиций, перевода российских организаций на международные стандарты финансового учета и отчетности, перевода капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях;

- разработка рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования системы страхования и гарантирования экспортеров и инвесторов от политических и долгосрочных коммерческих рисков;

- разработка рекомендаций по обеспечению сотрудничества с таможенными органами и предоставлению им сведений о добросовестных предпринимателях – участниках внешнеторговой деятельности (типа сведений в Реестре надежных партнеров, который ведется Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), которые могут использоваться таможенными органами для применения упрощенных процедур таможенного оформления товаров;

- разработка рекомендаций по внедрению технологий «электронной коммерции», «электронных документов», «электронных библиотек», «дистанционного образования» и «дистанционной информационной среды»;

- организация обмена информацией о законодательстве, регулирующем внешнеторговую и иные виды внешнеэкономической деятельности;

- выполнение иных функций от имени и по поручению предпринимателей России и стран-членов ЕС.

Создание указанного Комитета, на наш взгляд, существенно усилило бы роль торгово-промышленных палат в процессе европейской интеграции. Совет партнерства мог бы учитывать в своей деятельности рекомендации данного Комитета.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

"Государство ставит на безопасность в облаке". Интервью с Ольгой Макаровой

"Государство ставит на безопасность в облаке". Интервью с Ольгой Макаровой \\ 11.10.2017

Реализуя участие в программе “Цифровая экономика”, компания с ПАО “Ростелеком” инвестировала в развитие направления информационной безопасности. “Ростелеком” развернул необходимую инфраструктуру и стал первым реально действующим оператором по новой модели MSSP в России. На недавнем “Коде информационной безопасности” в Екатеринбурге мы поговорили с руководителем направления информационной безопасности Ольгой Макаровой.

Актуальная модель нарушителя глазами профи

Актуальная модель нарушителя глазами профи \\ 25.07.2017

В преддверии первого образовательного форума для ИБ-руководителей “Код ИБ ПРОФИ”, который пройдет в Сочи 27-30 июля, мы беседуем с одним из ключевых спикеров, заместителем директора по развитию бизнеса компании Positive Technologies в России Алексеем Качалиным.

вверх