Блоги Экономическая безопасность

Правовое обеспечение развития предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики России (постановка проблемы)

Экономическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

О. А. Герасимов , директор филиала кафедры предпринимательского права УрГЮА в ОАО «НТМК», Cоветник Вице-президента по правовым вопросам ООО «ЕвразХолдинг», кандидат юридических наук.

1. Общие положения. Горно-металлургический комплекс является второй по величине бюджетообразующей отраслью российской экономики. Наметившийся устойчивый рост российской экономики во многом объясняется успешной деятельностью отечественных производителей металла.

Доля металлургии в ВВП страны составляет около 5%, промышленном производстве – 17,3%, экспорте – 14,2%, в налоговых платежах в бюджеты всех уровней – 9%. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует от общепромышленного уровня 32% электроэнергии, 25% природного газа, 10% нефти и нефтепродуктов, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках достигает 20%.

В настоящее время по производству стали Россия занимает четвертое место в мире (уступая Китаю, Японии и США), а по экспорту металлопродукции – третье место в мире. По производству и экспорту алюминия Россия уступает только США, по производству никеля занимает первое место, по производству титана – второе 1 . Как видим, весьма внушительные цифры!

Наряду с несомненными достижениями, горно-металлургический комплекс сталкивается с серьезными проблемами: имеющаяся диспропорция в структуре, значительное технологическое отставание и большой износ фондов, отходы производства, что требует правового обеспечения развития предпринимательства на инновационных началах в данном секторе экономики.

В рамках настоящей статьи предлагается комплексный подход к исследованию системы предпринимательских отношений и проблем правового обеспечения развития предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики страны. Ставится вопрос о необходимости выделения отношений в горно-металлургическом секторе экономики, как части предмета предпринимательского права, гармонично сочетающего частноправовые и публично- правовые начала. Особое внимание уделяется правовым средствам обеспечения развития предпринимательства в горно-металлургическом секторе и др.

2. Современная система хозяйственных (предпринимательских) правоотношений в горно-металлургическом секторе экономики. Ставя перед собой цель разработки предложений по совершенствованию правового обеспечения развития предпринимательства в горно-металлургическом секторе, мы обращаемся, в первую очередь, к основам науки хозяйственного (предпринимательского) права, а также общей теории права. Для этого надо выяснить, какие объективные хозяйственные связи сложились в экономической деятельности субъектов в горно-металлургическом секторе экономики, функционирующих на различных этапах процесса от добычи железосодержащих руд, руды, содержащей цветные металлы, угля до металлургических процессов, заканчивая реализацией металлопродукции, с целью рассмотрения вопроса о соотношении системы предпринимательских (хозяйственных) отношений с системой горно-металлургического законодательства и изучение правовых норм в контексте регулируемых общественных отношений.

В российской правовой доктрине понятие «хозяйственная деятельность» в целом, а тем более «хозяйственная деятельность в горно-металлургическом секторе» мало разработаны, больше внимания уделяется понятию «предпринимательская деятельность». В научной и учебной литературе предпринимательская деятельность рассматривается как составная часть более широких понятий «экономическая деятельность» и «хозяйственная деятельность» 2 .

В отдельных действующих российских нормативных актах термин «хозяйственная деятельность» часто встречается, однако определение такой деятельности не дается 3 . То же самое наблюдается в изучаемой сфере. Понятие «хозяйственная деятельность в горно-металлургическом секторе экономики» ни теоретически, ни законодательно не определено, хотя в этой сфере объективно существуют сложившиеся специфичные хозяйственные отношения.

С точки зрения системного подхода, горно-металлургический сектор экономики мы будем рассматривать как хозяйственную систему, что позволяет раскрыть объединяющие факторы, выявить многообразие хозяйственных связей и выстроить единую картину предпринимательских (хозяйственных) отношений. Важно также определить место горно-металлургического сектора в экономической системе России. Традиционно в экономике выделяют такие отрасли, как топливно-энергетический комплекс, металлургический, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность и другие 4 .

Как видим, железосодержащая руда, руда, содержащая цветные металлы, и уголь относятся к ресурсам, следовательно, экономические, хозяйственные, предпринимательские отношения в сфере поиска, разведки, добычи, металлургического производства, реализации, являются отношениями, возникающими по поводу ресурсов и производства металлопродукции, а правовое обеспечение этих отношений должно быть основано на общих подходах и принципах, устанавливаемых в сфере регулирования отношений, возникающих по поводу указанных ресурсов и производства металлопродукции.

Горно-металлургическая промышленность представляет собой сложную отрасль производства, функционирующую как часть экономической системы. В настоящее время по общности технологических процессов и выпуску конечной металлопродукции выделяются следующие основные составляющие: поиск и разведка угольных и рудных месторождений; добыча угля и руды; металлургическое производство; сбыт металлопродукции. Систему хозяйственных отношений по основным производственно-технологическим этапам можно схематично представить следующим образом:

Поиск и разведка месторождений угля и руды Добыча угля и руды Металлургическое производство Транспортировка, хранение и сбыт

В системе горно-металлургического сектора экономики функционируют крупные (вертикально-интегрированные) предпринимательские объединения (ЕвразХолдинг, Уральская горно-металлургическая компания, Магнитогорский металлургический комбинат, Северсталь, Мечел и др.), осуществляющие разработку месторождений угля и руды, добычу, транспортировку, металлургические процессы, реализацию. В данной хозяйственной системе помимо профильных компаний осуществляют хозяйственную деятельность субъекты, производящие и поставляющие материалы и оборудование; сервисные компании; строительные, инвестиционные и финансовые компании.

Основной спецификой указанных отношений является наличие повышенных видов предпринимательского риска. Исходя из технологических этапов поиска, разведки, добычи, транспортировки и металлургической переработки целесообразно рассматривать виды предпринимательского риска, характерные для каждой стадии, а также определить правовые средства, способствующие уменьшению риска и развитию предпринимательства в отрасли. Отдельные виды риска (например, технический, экологический) могут быть снижены за счет страхования. Но это специальный предмет исследования.

На наш взгляд, основная роль в правовом регулировании отношений в горно-металлургическом секторе, как хозяйственной системы, являющейся частью национальной экономической системы, принадлежит нормам предпринимательского (хозяйственного) права. В связи с этим, целесообразно общую концепцию предпринимательского (хозяйственного) права развивать на основе и с учетом программы правового обеспечения предпринимательских отношений в горно-металлургическом секторе национальной экономики.

3. Основные тенденции развития горно-металлургического сектора экономики. Исследование проблем правового обеспечения предпринимательских отношений в горно-металлургическом секторе с точки зрения их генезиса неразрывно связано с изучением экономического, общественного развития. В настоящее время наблюдаются исследования в экономике, организации управления в горно-металлургической отрасли, разрабатываются технологии управления как общественным развитием в целом, так и отраслевым. Так, была разработана Федеральная программа «Техническое перевооружение и развитие металлургии России на 1993-2000 гг.». В 1997 г. введена в действие Федеральная программа «Руда», которая имеет полное название «О мерах по развитию рудно-сырьевой базы металлургии Росси на 1997-2005 гг.». Она охватывает первоочередные меры по 20 месторождениям из 200 разрабатываемых и направлена на устойчивое обеспечение потребности горно-металлургического комплекса России высококачественным сырьем.

Правительством РФ принята «Концепция развития металлургической промышленности России до 2010 года» (далее – Концепция). По нашему мнению, в Концепции не содержится конкретной программы правового обеспечения реализации установленных в ней целей и задач. В частности, в Концепции отсутствуют такие общие положения, как завершение формирования нормативно-правовой базы по обеспечению предусмотренной законом доли участия российских предприятий (компаний) в подрядных работах и др.

Министерство промышленности и торговли РФ Приказом № 177 от 29 мая 2007 г. утвердило «Стратегию развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года» (далее – Стратегия). Данный документ был разработан в соответствии с поручением Правительства РФ от 12 апреля 2007 г. № СИ-П9-1724 в целях реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития металлургической промышленности. Главной целью развития металлургии в нашей стране на период до 2015 г., согласно разработанной Стратегии, является создание условий развития экономики на основе инновационного обновления отрасли, обеспечивающего повышение ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсосбережение и повышение конкурентоспособности продукции при максимально возможном балансе интересов России, ее регионов и конкретных акционерных обществ.

В то же время отсутствует единая комплексная, системная основа, способствующая объединению усилий экономистов, юристов, отраслевых специалистов для реализации положений Концепции и Стратегии. Такой основой должна быть, как нам представляется, Программа правового обеспечения развития предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики, разработанная в соответствии с выводами экономистов о направлениях развития горно-металлургического комплекса. Программа должна базироваться на общих принципах государственного регулирования предпринимательства в экономике в целом и в горно-металлургическом секторе в частности. Кратко обозначим основные направления разработки ее положений.

3.1. Правовая основа предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики. Сюда включаются правовые средства обеспечения предпринимательской деятельности в горно-металлургическом секторе экономики 5 . Для определения конкретных правовых средств, обеспечивающих развитие предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики, необходимо исследовать такие категории, как «правовое обеспечение» и «правовые средства», которые являются предметом оживленной дискуссии.

Под правовыми средствами в рамках настоящего исследования мы понимаем предусмотренные нормами права и обусловленными определенными целями и задачами инструменты правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности в горно-металлургическом секторе экономики. На наш взгляд, в сфере отношений в горно-металлургическом секторе национальной экономики, для обеспечения поступательного развития предпринимательства и достижения целей экономического роста возможно выделить объективно необходимые, характерные правовые средства.

Другой сегмент правовых основ предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики – законодательство промышленно развитых стран, регулирующее отношения в горно-металлургическом секторе экономики. Обращаясь к сравнительному методу, необходимо рассмотреть основные принципы современного законодательства об угле и руде отдельных промышленно развитых стран, акцентируя внимание на элементах публично-правового и частноправового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности. Рассмотреть принципы регламентации отношений собственности на недра; основания возникновения прав на пользование железо- и углесодержащими недрами; соотношение прав землепользователя и недропользователя (предпринимателя); создания и деятельности хозяйствующих субъектов; правового режима имущества; налогообложения 6 .

Система внутреннего правового регулирования как основа повышения эффективности предпринимательской деятельности в горно-металлургическом секторе экономики 7 . Система правового регулирования деятельности коммерческих организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества 8 . Государство, используя гражданско-правовые нормы, нормы трудового, технического, экологического и других отраслей законодательства, предоставляет субъектам предпринимательской деятельности довольно большую сферу, которая может быть урегулирована ими по свободному усмотрению (актами локального и индивидуального регулирования). Из массива внутренних документов хозяйственного общества (локальных нормативных актов), по нашему мнению, необходимо формировать систему внутреннего правового регулирования, обеспечивающую совместно с системой права и системой законодательства и иных правовых актов предпринимательскую деятельность общества.

3.2. Организационно-правовые основы государственного регулирования предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики. Профессор С. Кузьмин 9 обращает внимание на две особенно одиозные концепции и стратегии развития России. Это – концепция неолиберализма и сменившая ее концепция селективного развития локомотивных отраслей. Первая – игнорировала закономерность устойчивого развития основных отраслей жизнеобеспечения и авангардных отраслей. Вторая – изначально имела тот недостаток, что роль предназначалась преимущественно нефтегазовому комплексу. Но этот недостаток, на наш взгляд, не связан с самой концепцией, а относится исключительно к ее интерпретаторам, применителям.

Академик Д. С. Львов 10 , оценивая ход экономических реформ в России, считает, что в основу самых глубоких деформаций легло неправильное представление «реформаторов первой волны» о меньшей роли государства в экономике переходного периода. И не только.

Старший вице-президент и главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц 11 отмечает, что в ходе реформ в России наблюдалось смещение средств и целей. Например, проведение приватизации или снятие ограничений на вывоз капитала рассматривается в качестве показателей успеха реформ, а не средств достижения более фундаментальных целей.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. По мнению профессора Е. П. Губина, сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования – основополагающая задача такого регулирования 12 .

В юридической литературе отмечается, что основная цель государственного регулирования экономики – соблюдение интересов общества в целом и, прежде всего, его социально незащищенных слоев, защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды 13 , подчеркивается, что назрела необходимость разработки и издания закона «Об основах управления экономикой» 14 . Однако законодатель не торопится в принятии такого решения.

На наш взгляд, применительно к предмету настоящего исследования важно определиться с содержанием государственного регулирования отношений в горно-металлургическом секторе экономики, выделив цели, средства и др.

3.3. Основные проблемы налогового регулирования предпринимательской деятельности. В настоящее время арбитражные суды России в массовом порядке рассматривают дела по заявлениям горно-добывающих предприятий России по спорам, вытекающим из порядка налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ). Налоговые органы с 2005 г. начали доначислять налогоплательщикам НДПИ по твердым полезным ископаемым, исходя из признания объектом налогообложения продуктов переработки, выпускаемых на горно-обогатительных комбинатах.

По нашему мнению, объектом налогообложения по НДПИ должны признаваться именно полезные ископаемые, доведенные до определенных стандартов качества при их добыче, а не продукты их переработки.

3.4 Проблемы регулирования отношений собственности в горно-металлургическом секторе экономики. Профессор Р. Н. Салиева 15 отмечает, что в качестве основного направления государственного воздействия на экономику надо рассматривать регулирование отношений собственности. В регулировании отношений собственности в горно-металлургическом секторе экономики мы находим сочетание публично-правовых методов с частноправовыми. На наш взгляд, представляет интерес соотношение права собственности на недра с правом пользования недрами в субъективном смысле.

В качестве участника правовых отношений по пользованию недрами выступает и вторая сторона правоотношения – государство, посредством уполномоченных органов предоставляющее недра в пользование. Однако в основном участие государства в отношениях недропользования заключается в том, что государство является субъектом права собственности на недра.

Отдельные авторы предлагают расширить перечень субъектов права собственности на недра – например, профессор М. И. Клеандров предлагает указывать в качестве субъектов права будущие поколения россиян 16 .

Рассмотрение вопроса собственности на недра является во многом определяющим при характеристике права пользования недрами, поскольку право на пользование недрами производно от права на сами недра. В соответствии с действующим законодательством право собственности государства на недра следует из ст. 1.2. Федерального закона «О недрах». Вопрос о том, в чьей собственности находятся недра, в России не всегда решался однозначно.

3.5. Техническое регулирование как основа повышения эффективности предпринимательской деятельности в горно-металлургическом секторе экономики. С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее по тексту – Закон № 184-ФЗ). С принятием названного Закона в России начинается принципиально новый процесс создания системы технического регулирования.

В настоящее время возникает объективная потребность анализа принимаемых технических регламентов и национальных стандартов с точки зрения их системности, полноты и достаточности для достижения целей определенных Законом № 184-ФЗ (ст. 6 и ст. 11), с учетом комплексного характера правового регулирования предпринимательской деятельности в горно-металлургическом секторе экономики. Считаем, что технические нормы (регламенты) оправданно относить к источникам предпринимательского права.

4. Специальные хозяйствующие субъекты в горно-металлургическом секторе экономики. Рассмотрим основные субъекты в данном секторе.

4.1. Государственные корпорации как новое явление в горно-металлургическом секторе экономики 17 . В горно-металлургическом секторе экономики осуществляет предпринимательскую деятельность государственная корпорация «Ростехнологии», созданная на основании Федерального закона от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». По Указу Президента РФ от 10.07.2008 г. №?1052 в качестве имущественного взноса государства «Ростехнологии» получили активы 426 предприятий – 180 ФГУПов и доли в 246 акционерных обществах. В перспективе планируется акционирование ФГУПов и создание 30 холдингов в форме АО внутри государственной корпорации.

На сегодняшний день следует продолжить разработку понятия корпоративных отношений исходя из развития законодательства о государственных корпорациях. Так, на наш взгляд назрела необходимость разработки научного и законодательного понятия юридического лица публичного права 18 . Понятия государственной корпорации и юридического лица публичного права соотносятся друг с другом как род и вид. Но это несущественное различие.

Считаем возможным в составе внешних корпоративных отношений рассматривать отношения между государственной корпорацией и публично-правовым образованием. В этом случае государственные корпорации выполняют функции механизма (правового средства) аутсорсинга административного управления отдельными сферами (отраслями, комплексами) экономики государства и являются юридическими лицами публичного права.

Государственная корпорация как новое явление в национальной экономике России требует комплексного, межотраслевого исследования.

4.2. Так же в горно-металлургическом секторе экономики осуществляют предпринимательскую деятельность и другие виды финансово-промышленных комплексов 19 , такие как холдинги, финансово-промышленные группы.

По нашему мнению, законодательство о финансово-промышленных комплексах есть составная часть предпринимательского законодательства. Их соотношение определяется как специальное и общее. Вслед за другими учеными 20 предлагаем принять закон о предпринимательских объединениях, поместив в нем правила общего порядка и нормы об отдельных видах объединений (холдингах и др.). Аналогичное предложение было высказано И. А. Лаптевым, который на основе исследования отношений в системе холдинга, предлагает принять специальный закон «О производственно-хозяйственных комплексах» 21 . Различие в терминологии, но не по существу вопроса.

5. О договорном регулировании предпринимательских отношений в горно-металлургическом секторе.

5.1. Договорная дисциплина как основа повышения эффективности предпринимательской деятельности в горно-металлургическом секторе экономики 22 . Одним из правовых средств, обеспечивающих предпринимательскую деятельность в горно-металлургическом секторе экономики, выступает договор. Представляется возможным предложить следующее определение понятия «договорная дисциплина».

Договорная дисциплина – это вид экономической деятельности по созданию договорных отношений, направленной на реальное и надлежащее исполнение создаваемой договором обязанности при помощи системы общеобязательных норм и системы внутреннего правового регулирования.

Особый интерес в регулировании отношений, возникающих при реализации «договорной дисциплины», представляют локальные нормативные акты.

В рамках системы внутреннего правового регулирования в коммерческих организациях также могут быть разработаны стандарты организации:

1. СТО (СТП) «Договорная дисциплина. Организация исполнения гражданско-правовых договоров».

2. СТО (СТП) «Методика определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями договорной дисциплины».

5.2. Особенности подряда, оказания услуг и других договоров. Определенная специфика проявляется в договорах подряда, оказания услуг, на создание научно-исследовательской продукции, заключаемых хозяйствующими субъектами в рассматриваемой сфере правоотношений. Особенности проявляются в основном, в предметах, субъектах и отдельных условиях, связанных со спецификой предметов. На практике заключаются, в частности, подрядные договоры на производство работ по техническому обследованию, ремонту и перекладке коксовых батарей, ремонт и реконструкция доменных печей, строительство машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), научно-исследовательские работы в области непрерывной разливки стали и др.

На основе анализа содержания подрядных договоров необходимо отметить основные их специфические признаки (свойства):

1. Необходимость соблюдения специальных правил безопасности работ, охраны окружающей среды и рационального природопользования.

2. Особый субъектный состав. Деятельность всех участников относится к лицензируемой.

3. Применение наряду с общими правилами об ответственности за нарушение обязательств по правилам ГК иных видов ответственности по нормам природоохранного, земельного, водного, лесного, законодательства о недрах.

Указанные обстоятельства позволяют утверждать, что частноправовых норм для урегулирования названных отношений недостаточно. На наш взгляд, необходимо отнести эти договоры к предпринимательским и урегулировать подрядные отношения также в специальном законе.

______________________________

1 О стратегии развития металлургии в России на период до 2015 года // Электрометаллургия. 2007. № 11. С. 2

2 См.: Предпринимательское право России: Учебник / Под ред. В. С. Белых. М., 2008. С. 15-19.

3 Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. Ред. Губин Е. П., Лахно П. Г. М.: Юристъ, 2003. С. 21-23; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Олейник О. М. М.: Юристъ, 1999. С. 15-17.

4 Львов Д. С. Экономика развития / Львов Д. С. М.: «Экзамен», 2002. С. 51.

5 Подробнее см.: Герасимов О. А. Правовые средства обеспечения предпринимательской деятельности в горно-металлургическом секторе экономики // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права: под ред. В. Ф. Попондопуло. 2007. № 1. С. 34-43.

6 Подробнее см.: Василевская Д. В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах: теория и практика. М., 2007. С. 107; Подробнее см.: Клюкин Б. Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М.: Городец-издат, 2000.

7 Подробнее см.: Герасимов О. А. Система внутреннего правового регулирования как основа повышения эффективности управления субъектами предпринимательской деятельности // Бизнес, менеджмент и право. 2007. № 1.; Герасимов О. А. Система менеджмента качества продукции (историко-правовой аспект) // Бизнес, менеджмент и право. 2007. № 2.

8 Шиткина И. С. Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций внутренними (локальными) документами. Комплект внутренних документов акционерного общества. – М.: Городец-издат, 2003. С. 9.

9 Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций // Экономист. 2002. № 1. С. 14-25.

10 Львов Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика. 1999. С. 18.

11 Подробнее см.: Савчук Н. А. Конкурентоспособность – приоритетная функция НТП в черной металлургии России. М., Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований черной металлургии. 2003. С. 12.

12 Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 9-30, 32-33.

13 Белых В. С., Винниченко С. И. Правовое регулирование цен и ценообразования в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Норма», 2002. С. 169.

14 Белых В. С. Теория хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений в России // Государство и право, 1995. № 11. С. 59.

15 Салиева Р. Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики. С. 140.

16 Клеандров М. И. О нефтегазовом законодательстве // Государство и право на рубеже веков, М., 2001, С. 233.

17 Подробнее см.: Герасимов О. А. Государственные корпорации как новое явление в национальной экономике России // Бизнес, менеджмент и право. 2007. №?3. С.

18 См.: Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.

19 Подробнее см.: Герасимов О. А. Правовое положение финансово-промышленных групп в Российской Федерации: Монография. Изд-во «Бизнес, менеджмент и право». 2007.

20 См.: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. С. 140.

21 Лаптев И. А. Правовая организация холдинга как производственно-хозяйственного комплекса. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 11.

22 Подробнее см.: Герасимов О. А. Договорная дисциплина как основа повышения эффективности предпринимательской деятельности // Бизнес, менеджмент и право. 2008. № 1.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом \\ 03.02.2016

9 февраля 2016 года в рамках ТБ Форума при поддержке Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности, Комиссии Мосгордумы по безопасности и Правительства Москвы пройдет конференция "Безопасный город: нормативно-правовые и технологические аспекты". В преддверии этого мероприятия на вопросы ТБ Форума ответил модератор конференции Алексей Майоров, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему!

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему! \\ 21.01.2016

С 14 по 17 марта 2016 года в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне состоится ежегодное знаковое событие в сфере безопасности – 22-я международная выставка MIPS/Securika. О переменах, произошедших на выставке за последние 2 года, мы поговорим с директором MIPS/Securika Натальей Виноградовой.

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ)

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ) \\ 08.06.2015

Мы поговорили с Сергеем Гордеевым о рынке систем контроля доступа, новых тенденциях и планах развития HID Global.

вверх