Блоги Экономическая безопасность

Несколько строк о ВТО

Экономическая безопасность \\ 25.06.2013 09:48

Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО для Транснациональных корпораций и стран-членов ВТО стоят выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.).

 

В 1948 году ООН приняла Устав ITO (International Trade Organization, Международная торговая организа­ция), который учитывал соглаше­ния по обеспечению занятостью, законы против монополий концер­нов, а также меры по защите вну­тренних рынков. В 1947 году, как инструмент  Международной торговой организа­ции, было принято  Гене­ральное соглашение по тарифам и торговле (General agreement on tariffs and trade, GATT). Однако Конгресс США отклонил ITO, ссылаясь на недостаточную защиту инвестиций американских банков и концернов. На основе принятого соглашения ГАТТ была создана вре­менная одноименная организация - ГАТТ, которая  просуще­ствовала с 01.01.1948 по 01.01.1995 год, пока не была преобразована в ВТО.  

 

Всемирная торговая организация была создана в результате многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда, который длился с 1986 года по декабрь 1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в Марокко в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение. 

 

21 июля 2012 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» А 22 августа 2012 года Россия стала 156 членом ВТО. 

 

Подписав Соглашение об учреждении ВТО Россия не подписала Соглашение по правительственным закупкам из Приложения № 4 к Соглашению. 

Что из этого следует и где здесь мы? 

 

А. Согласно Генеральному соглашению по торговле услугами ГАТС под торговлей услугами понимается поставка услуг, осуществляемая следующими способами: 

1 способ – трансграничная поставка (cross-border trade)

При трансграничном способе поставки услуга пересекает границу посредством телекоммуникаций или почтовой связи, при этом поставщик и потребитель услуги через границу не перемещаются. 

2 способ – потребление за рубежом (consumption abroad)

Потребитель услуги, как физическое, так и юридическое лицо перемещается за рубеж, где приобретает или потребляет услугу. Поставщик услуги за границу не перемещается. 

3 способ – коммерческое присутствие (commercialpresence, rightofestablishment)

Компания, предоставляющая услугу, пересекает границу с целью открытия представительства или дочерней организации, через которую будет предоставляться услуга. 

4 способ – присутствие физических лиц (presence of natural persons)

Поставщик услуги перемещается через границу в страну местонахождения потребителей с целью предоставления услуги. 

 

Б. Так, в соответствии со статьей XVI ГАТС, страны – члены ВТО, в своих обязательствах по доступу на рынок услуг должны оговаривать следующие условия, имеющие ограничительный характер: 

1. Ограничения количества поставщиков. 

2. Ограничения на общий объем торговли по отдельному виду услуги. 

3. Ограничения на общее число операций или количества предоставленных услуг. 

4. Ограничения на общее число физических лиц или число физических лиц, привлекаемых к поставкам услуг. 

5. Требования к определенной организационно-правовой форме. 

6. Ограничения доли иностранного участия в секторе или в капитале отдельной компании. 

 

В этой же статье оговаривается, что обязательство по устранению ограничений в доступе на рынок считается принятым, если эти ограничения не зафиксированы в Перечне специфических обязательств страны-участника. 

По сути перечисленные выше шесть ограничительных условий должны были бы быть обозначены Минэкономразвития в каждом из четырех способов поставки услуг сферы Негосударственной безопасности. Ни одно из них не применено. 

 

Всего Классификатор продуктов ООН содержит шесть услуг в секторе по безопасности, в двух из них, а именно в 87302 - Консультационные услуги по безопасности  и в 87305 - Услуги по охране, разрешено работать участникам ВТО.   В области услуг заключено 30 соглашений, Европейский Союз проходит как один участник. Таким образом, мы с вами имеем иностранных конкурентов в охране и в консультационной сфере.  

 

В отношении способов поставки услуг. По первым двум, трансграничная поставка и потребление за рубежом, Российская Федерация не взяла на себя обязательств по устранению ограничений для стран-членов ВТО, но и не ввела никаких ограничений. Это означает, что уже сегодня как наши , так и зарубежные предприятия могут зарабатывать на консультационных услугах, используя первый способ поставки услуг - трансграничный. Находясь или работая за рубежом (второй способ), физическое или юридическое лицо имеет право потреблять охранные или консультационные услуги местных организаций безопасности. Что впрочем не возбранялось и ранее. Третий способ поставки услуги - коммерческое присутствие.  

 

В Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" о Коммерческом присутствии указывается, что это "любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом". 

 

При рассмотрении этого способа поставки введено два ограничения на коммерческое присутствие иностранного партнера. Первое, это коммерческое присутствие только в форме юридического лица, то есть не разрешены филиалы или представительства. Далее дело иностранного коммерсанта каким образом превратить юридическое лицо в дочернее или зависимое общество, ограничения не применены. Второе, это требуется предварительное разрешение компетентных органов на коммерческое присутствие. Я думаю, что этой позицией наш рынок для иностранцев закрывается наглухо и навсегда. Во-первых, спустя полгода в компетентные органы не поступило ни одной заявки на получение разрешения для осуществления коммерческого присутствия. Во-вторых, если уж своим казакам такого разрешения не дают уже как год, то чужим не дадут и подавно.  

 

Четвертый способ поставки услуги - присутствие физических лиц. Если заграница прорвется, то тогда нам мало не покажется. Ограничение в Секторальных обязательствах одно - директор юридического лица должен быть гражданин РФ, постоянно проживающий в России. Я не вижу для иностранцев в этом проблемы. Но есть еще так называемые Горизонтальные обязательства, обязательные для всех секторов оказываемых услуг. Здесь сделана попытка закрепить должность Главного бухгалтера за россиянином, но это могут быть и иностранные физические лица получившие статус временно проживающих еще до въезда в РФ. Кроме того, иностранная фирма может направить в создаваемое на нашей территории юридическое лицо на ключевые должности по сути не ограниченное число физических лиц на срок до 3-х лет с последующим продлением. Ограничения по численности касается представительств - 5 человек и 2, если это касается банковской деятельности. Хуже того, Минэкономразвития согласилось с положением о том, что этот "ключевой персонал осуществляет управление коммерческим присутствием под общим наблюдением или получая указания от, в основном, совета директоров, акционеров или их эквивалента". Так что должность директора в этих условиях становится номинальной.  

 

Не прозрачной является информация о специфических обязательствах по столу НСБ, которые взяли на себя наши партнеры по ВТО. Не факт, что ровно такие же какие взяли мы. Поэтому при решении открыть предприятие за границей нашим предпринимателям необходимо будет в деталях разобраться со стороной пребывания. Тем более, что русского текста этих обязательств не существует. 

 

Но есть и хорошее для тех, кто сегодня осваивает бюджетные деньги. В ходе переговоров о присоединении к ВТО Россия уведомила её членов о своём намерении присоединиться к Соглашению о правительственных закупках. Россия также подтвердила, что, став членом ВТО, она запросит предоставление статуса наблюдателя к Соглашению и начнёт процесс присоединения к нему в течение четырёх лет с момента присоединения. У России есть право, а не обязательство присоединиться к Соглашению. Китай, например, ведёт переговоры по присоединению уже 10 лет, Австралия – 6 лет, Турция – 6 лет. Мы по ВТО вели переговоры 18 лет, думаю, что Минэкономразвития, набравшись опыта, проведет переговоры не менее достойно, чем другие страны. 

 

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом \\ 03.02.2016

9 февраля 2016 года в рамках ТБ Форума при поддержке Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности, Комиссии Мосгордумы по безопасности и Правительства Москвы пройдет конференция "Безопасный город: нормативно-правовые и технологические аспекты". В преддверии этого мероприятия на вопросы ТБ Форума ответил модератор конференции Алексей Майоров, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему!

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему! \\ 21.01.2016

С 14 по 17 марта 2016 года в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне состоится ежегодное знаковое событие в сфере безопасности – 22-я международная выставка MIPS/Securika. О переменах, произошедших на выставке за последние 2 года, мы поговорим с директором MIPS/Securika Натальей Виноградовой.

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ)

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ) \\ 08.06.2015

Мы поговорили с Сергеем Гордеевым о рынке систем контроля доступа, новых тенденциях и планах развития HID Global.

вверх