Блоги Экономическая безопасность

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

Экономическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

А. М. Сергеев , заведующий кафедрой экономических теорий УрГЮА, доцент, кандидат экономических наук   Взаимодействие власти и бизнеса становится реальностью в современной России.

Взаимодействие власти и бизнеса становится реальностью в современной России. Об этом свидетельствует опыт достаточно успешной реализации партнерских проектов государственного и частного секторов в различных отраслях экономики. По числу таких примеров лидирует транспортная инфраструктура, второй по приоритетности оказалась сфера ЖКХ, третье место заняла энергетика, за ними по распространенности государственно-частного партнерства (ГЧП) следуют строительство и промышленность1.

В самом широком понимании ГЧП, как известно, представляет собой организационный и институциональный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности – от предоставления социальных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий, развития стратегически важных отраслей экономики до проведения крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Традиционно важней функцией такого партнерства считается привлечение инвестиций частного сектора в объекты, являющиеся государственной собственностью.

Исходя из опыта стран с развитой экономикой, можно назвать следующие черты ГЧП, отделяющих его проекты от других видов отношений государства и бизнеса:

• соглашения о партнерстве создаются под конкретный объект (как правило, транспортной или социальной инфраструктуры), который должен быть завершен к установленному, часто длительному (от 10 до 20 и более лет) сроку;

• особые источники финансирования проектов (за счет частных инвестиций одного или нескольких участников, дополненных бюджетными денежными средствами);

обязательное наличие конкурентной борьбы за участие в партнерстве между бизнес-структурами;

• специфические формы распределения ответственности, когда государство с позиций общественных интересов устанавливает цели проекта, определяет его стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта (разработка, строительство, эксплуатация, предоставление услуг потребителям);

• определенное распределение рисков на основе соответствующих договоренностей сторон2.

Следовательно, в отличие от административно-властных отношений, партнерство государства в лице федеральных или региональных органов государственной власти и частного сектора предполагает не простое сложение ресурсов, а совершенно особую конфигурацию интересов, правомочий и ответственности сторон.

В отечественной практике в рамках ГЧП государство предоставляет некоторые необходимые гарантии и льготы, а также материальные и финансовые ресурсы. Со своей стороны бизнес обеспечивает основные финансовые вложения, эффективное управление, профессиональный опыт, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к нововведениям.

Хотя степень инновационности конечных результатов проектов ГЧП, насколько нам известно, детально не анализируется, при реализации соглашений о партнерстве обычно совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, вводятся дополнительные производственные мощности и инфраструктурные объекты. В то же время становится все более очевидным, что для реализации президентской стратегии социально-экономического развития России, перехода экономики нашей страны на инновационный тип роста необходимо полнее задействовать механизмы государственно-частного партнерства в собственно инновационной сфере.

Действительно, государственное присутствие обусловлено необходимостью подъема тех областей экономики, развитие которых бизнес либо не заинтересован взять на себя без опоры на государство (к примеру, из-за длительности сроков окупаемости вложений), либо не может обойтись без него вследствие значительной капиталоемкости проектов. В инновационной сфере присутствуют оба эти обстоятельства. Кроме того, вмешательство государства в инновационные процессы нужно для того, чтобы в самом частном секторе создать те стимулы к инновациям, которые не генерирует несовершенная институциональная среда.

«Провалы» рынка в области инноваций вынуждают государство принимать на себя ряд институциональных и финансовых функций по регулированию инновационного цикла, в рамках которого в большей или меньшей мере присутствуют «нерыночные» стадии. Однако организация инновационных процессов не должна базироваться исключительно на государственном программном финансировании или адресной финансовой поддержке.

Мировая практика создания и функционирования национальных инновационных систем демонстрирует четыре основных способа преодоления несостоятельности рынка: прямое участие государства; государственный заказ научно-исследовательским центрам; предоставление безвозмездных субсидий (грантов) на проведение фундаментальных научных исследований; налоговые, имущественные и иные льготы предприятиям и организациям, осуществляющим научную и инновационную деятельность.

Поэтому было бы неверно сводить решение проблемы «провалов» рынка в осуществлении инноваций только к одностороннему расширению прямого участия государства в инновационном процессе (например, к увеличению бюджетных вложений в некоторые приоритетные направления исследований и разработок). В современных условиях эффективность инновационной деятельности в силу ее принципиальных особенностей в значительной мере зависит от привлечения к ней бизнеса, тесного взаимодействия государственного и частного секторов экономики. Конкретные формы этого взаимодействия призвано «внедрять» государство, главный интерес которого состоит в том, чтобы под своим контролем добиться реализации социально значимых научно-технических и инновационных программ, а бизнеса – в снижении коммерческих рисков и сроков окупаемости инвестиций в инновации.

На концептуальном уровне, таким образом, суть государственно-частного партнерства в инновационной сфере состоит в согласовании интересов государства и бизнеса, а также координации их действий в процессе доведения научных результатов до инноваций. Оно возникает как формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая для достижения определенных целей. К основным целям государства здесь следует отнести: привлечение финансовых средств из различных внебюджетных источников в приоритетные направления развития науки, техники и технологий, реализация которых позволит обеспечить модернизацию производства и повысить инновационную составляющую экономики; расширение и совершенствование взаимосвязей между субъектами инновационного процесса; стимулирование малого и среднего предпринимательства к инновационной деятельности.

Каковы же ожидаемые для государства выгоды от партнерства? Коротко их можно сформулировать следующим образом3:

• повышение качества и уменьшение стоимости госзаказа, улучшение системы выбора его основных направлений, открытие новых путей реализации результатов работы научно-исследовательского сектора;

• увеличение действенности государственной поддержки исследований и разработок бизнеса посредством снижения для него риска инвестиций в инновационную деятельность;

• лучшее применение на практике полученных результатов исследований и разработок государственного сектора путем «выращивания» их коммерциализуемости;

• заполнение разрывов в инфраструктуре передачи знаний, ее развитие.

Идентифицировать конкретные области партнерства в инновационной сфере могут представители как государства (в зонах его традиционной ответственности, а также там, где ощущается недоинвестирование в инновации со стороны частного сектора при их высокой социальной значимости), так и научно-технического сообщества и бизнеса по тем направлениям исследований и разработок, проведение которых собственными силами сопряжено со значительными трудностями.

К первоочередным мерам государства по становлению ГЧП в инновационной сфере следует отнести нормативно-правовое обеспечение, софинансирование и косвенное (налоговая и тарифная политика) финансирование собственно инновационной деятельности, организационно-институциональную поддержку (стимулирование кооперационных связей, становление системы технологического прогнозирования, учреждение инвестиционных фондов, включая венчурные), а также инвестиции в инновационную инфраструктуру и образование4.

Интенсификацию механизмов ГЧП обуславливает и развитие инновационных кластеров, которые формируются в секторах «новой экономики», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы (нанотехнологии).

Отношения партнерства государства и бизнеса должны быть формализованными. В инновационной сфере наиболее рациональным является оформление этих отношений в рамках некоторой научно-технической (инновационной) программы. Под такой программой понимается целевая программа, ориентированная на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, продвижение в области научно-технического и технологического прогресса, освоение достижений науки и техники5. К этому классу относятся программы, направленные на решение важнейших научно-технических проблем, освоение и широкомасштабное внедрение принципиально новых видов техники и технологий, комплексное осуществление крупных научно-технических проектов отраслевого и межотраслевого характера с охватом всего цикла «наука – техника – производство – применение».

Как правило, государственные органы курируют инновационную программу в целом, а в оперативное управление подпрограмми, каждая из которых посвящена решению достаточно частных специфических проблем, активно вовлекаются научно-исследовательские организации и вузы. Организационные формы управления партнерским проектом (например, специально создаваемый консорциум или децентрализованное сетевое взаимодействие) определяются его масштабом и направленностью. Партнерство в рамках такого рода программ выражается не только в долевом финансировании, но и совместном использовании информации, прав на объекты интеллектуальной собственности, результатов исследований и разработок, материальных активов, квалифицированного персонала.

Научно-технические программы даже достаточно традиционного характера часто содержат компоненты партнерства государства и бизнеса. Это такие инструменты их реализации, как государственные закупки, прямое и косвенное субсидирование исследований и разработок (гранты и налоговые льготы), госзаказ исследовательским центрам и организациям, инфраструктурная поддержка.

На федеральном уровне государственные программы по развитию инновационной деятельности подразделяются на комплексные целевые программы (например, ФЦП «Научно-технологическая база России на 2007–2012 годы»), ведомственные целевые программы (ФЦП «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня», ФЦП «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России на 2007–2009 годы» и многие другие) и отраслевые целевые программы технологического профиля.

Каждому из этих типов программ свойственны свои целевые установки, специфические задачи и условия финансирования. Так, в качестве основных принципов выделения государственных средств на федеральные целевые программы технологического профиля в материалах по разработке национальной инновационной стратегии до 2015 г. отмечается:

• нацеленность программы на развитие такого сектора экономики, где основным фактором обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке становятся российские технологии и подготовленные высококвалифицированные кадры;

• направленность программы на капитализацию на территории России существенного объема результатов разработки новых технологий, ключевых для развития того или иного сектора экономики;

• реализация программы на основе активного использования инструментов ГЧП. При этом основные инвестиции в развитие высокотехнологичного производства или сети инновационных услуг должны осуществляться частным бизнесом;

• концентрация и консолидация программных бюджетных расходов на исследования и разработки;

• гибкость и адаптивность управления программой, устойчивость процесса ее реализации.

В целом для организации и управления ФЦП используются различные формы и методы6. Госзаказчик целевой программы несет ответственность за ее своевременную и качественную реализацию, контролирует работу исполнителей, обеспечивает эффективное расходование выделенных финансовых средств. Выполнение программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных нужд, заключаемых со всеми исполнителями программных мероприятий.

Особое место отводится сегодня региональным программам инновационного развития. В качестве примера здесь можно привести программу «Развитие наноиндустрии в Свердловской области на 2008 ? 2010 годы». Ее целями являются повышение наукоемкости и конкурентоспособности выпускаемой в регионе продукции, создание благоприятных материально-технических и организационных условий для научных исследований и коммерциализации их результатов в области нанотехнологий. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет собственных средств промышленных предприятий и научных организаций, заемных источников и средств областного бюджета.

 

_______________________________________________

       1 См.: Шинкаренко П. Государственно-частное партнерство: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 8. С. 122–123.        2 Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 2006. С. 40.        3 Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. С. 266.        4 См.: Инновационный путь развития для новой России/Отв. ред. В.П. Горегляд. М.: Наука, 2005. С. 57.        5 Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. С. 43.        6 Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлен которых участвует Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №?594 (с изменениями от 25 декабря 2004 г. № 842) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

Интервью с региональным менеджером по продажам "HID Global" в России и СНГ Сергеем Гордеевым.

Интервью с региональным менеджером по продажам "HID Global" в России и СНГ Сергеем Гордеевым. \\ 05.04.2017

Многочисленные исследования показывают, что существуют опасения относительно безопасности мобильных устройств, чему противопоставлен растущий спрос на подобные решения.

Участник форума СИИС-2017 – Западно-Сибирское Метеоагентство: «Мы открыты к обсуждению любых проектов и сотрудничеству там, где наш опыт будет полезен»

Участник форума СИИС-2017 – Западно-Сибирское Метеоагентство: «Мы открыты к обсуждению любых проектов и сотрудничеству там, где наш опыт будет полезен» \\ 30.03.2017

Западно-Сибирское Метеоагентство – это некоммерческая организация, которая внедряет современные технологии в области экологии, мониторинга окружающей среды, коммуникации, менеджмента и маркетинга для развития различных видов гидрометеорологической деятельности на территории Западной Сибири

вверх