Блоги Экологическая безопасность

Инвестиционный фактор экономического роста России

Экологическая безопасность \\ 15.07.2010 02:00

В. С. Белых , заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮА, доктор юридических наук, профессор С.

В. С. Белых , заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮА, доктор юридических наук, профессор

С. И. Цыганов , доцент кафедры экономических теорий УрГЮА, кандидат экономических наук

 

Стабилизация всей системы общественных отношений в России поставила на повестку дня вопрос о переходе к развитию национальной экономики на качественно новый уровень. Важным шагом в этом направлении является проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленный специалистами Минэкономразвития России в 2007 г 1 . В документе поставлена историческая цель превращения страны в одного из глобальных лидеров мировой экономики. Каковы средства достижения цели?

 

Одновременно наводит на размышления определение порога такого ключевого индикатора инновационного типа развития, как доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в валовом внутреннем продукте. Разработчики Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации считают, что эта величина должна составлять не менее чем 17-20% на 2020 г. Но прогнозируемая цифра, на наш взгляд, недостаточно высока, т. е. налицо изначальное занижение планки экономического подъема. Становится очевидным, что увеличение объема инвестиций по предложенному инновационному сценарию на 270% с 2007 г. по 2020 г. не может обеспечить полного расцвета национального производства, уверенного продвижения страны к рубежу технологического могущества и достижению поставленной цели.

 

В настоящее время имеются подсчеты суммарного объема инвестиций, позволяющего существенно оздоровить национальную экономику.

Отталкиваясь от размера вложенных инвестиций в 2006 г., министр финансов Российской Федерации А. Кудрин делает вывод: «нужно в два, три, четыре раза больше, что позволило бы создать модернизированную промышленную базу, которая полностью обновлялась в течение каждых восьми лет» 2 . Умозрительная реализация сценария четырехкратного увеличения ежегодных вложений означает помещение в 2008-2020 гг. инвестиций в 8,7 трлн. долл.

 

Учет заявок министерств и мнений экспертов позволил Д. Тукманову определить потребность в инвестициях для простой модернизации экономики в 8,5 трлн. долл. в течение предстоящих 7-15 лет 3 .

 

Все эти примерно одинаковые оценки объема инвестиций ориентированы на курс модернизации экономики. Вместе с тем на повестку дня начинает выдвигаться задача реконструкции национального хозяйства, что требует дальнейшего уточнения содержания и масштаба инвестиционной деятельности.

 

По данному вопросу хотелось бы сформулировать следующие положения. Во-первых, исходным пунктом предпринятого исследования следует считать методологическое указание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева в его программе четырех «И». В ней (программе) инвестиции и инновации включены в перечень основных направлений концентрации усилий России в ближайшие годы 4 . Тем самым четко и ясно было показано неприятие метафизического прочтения нововведений вне поля инвестиций.

 

Действительно, между инвестициями и инновациями существует сложная, многоуровневая связь и взаимосвязь. Без вложения инвестиций невозможно развернуть инновационную деятельность. Массовое внедрение нововведений активизирует спрос на инвестиционные ресурсы. В свою очередь, вклад инвестиционного и инновационного факторов в обеспечение экономического роста неодинаков. В эпоху индустриальной экономики первый фактор обладает большей силой воздействия на траекторию развития национального хозяйства. По мере обустройства постиндустриального общества усиливается значение второго фактора.

 

Устаревшие средства труда экономики индустриального типа просто не в состоянии абсорбировать многие нововведения, ранее не известные для отечественных производителей. Для решения этой проблемы необходимо поднять большой массив машин и оборудования до точки чувствительности к инновациям. В свою очередь масштабная смена технической базы требует создания полноводных потоков капитальных вложений.

 

С учетом изложенного следует присоединиться к позиции Е. Балицкого и А. Раптовского, которые отмечают, что «ведущую роль в формировании величины производительности труда играет все-таки инвестиционный фактор; генерирование инноваций играет вспомогательную роль» 5 .

 

Во-вторых, диалектическое понимание связки инвестиций и инноваций позволяет определить особенности перехода Российской Федерации к более высокому технологическому укладу.

 

Сердцевину технологического уклада образует машиностроение. Предприятия этой отрасли снабжают отечественный бизнес средствами труда, которые формируют возможность выхода на инновации.

 

Современная техническая основа машиностроения России характеризуется высоким физическим износом машин и оборудования, достигшим 70% 6 .

 

Ряд авторов эмоционально отмечают, что машиностроение находится в полном развале 7 , его технический уровень признается катастрофическим 8 . В более спокойной манере отмечается отставание российских разработок по отдельным направлениям в этой отрасли от мирового уровня 9 , делается верный вывод о назревшей потребности технического перевооружения машиностроительных предприятий 10 .

Степень физического износа машин и оборудования всех секторов экономики составила, по официальным данным, 51,2% 11 , а по экспертным оценкам в части производственного оборудования – 80% 12 . Согласно бухгалтерской отчетности, средний возраст оборудования превысил 23 года 13 .

 

Запредельный износ этих средств труда определил позицию высшего руководства страны, считающего необходимым осуществить изменение «почти всего парка машин и оборудования» 14 . В целом по России степень физического износа основных фондов составил 44,4% 15 и их морального износа – 90% 16 . При этом за годы рыночных реформ основные фонды уменьшились более чем на 40% 17 .

 

Чудовищный износ основных фондов ведет к бессмысленной растрате колоссального объема сырья, материалов, топлива и электроэнергии. В связи с этим Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул, что по показателям ресурсо- и энергоэффективности, образования отходов на единицу продукции страна отстает от зарубежных государств более чем в 10 раз 18 .

 

По имеющейся информации, состояние инфраструктуры ухудшается 19 . Вместе с тем без свежей, обновленной инфраструктуры невозможно развернуть прогрессивное производство на хозяйственной территории России.

 

Чреватый общенациональной катастрофой развал машиностроения и убожество элементов инфраструктуры мертвой хваткой сдерживают рост производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

 

В-третьих, для расшивки «узких» мест в экономике требуется построить новую конфигурацию отраслевого эшелонирования инвестиционной активности на разных этапах борьбы за инновационную экономику.

 

Для первого этапа представляется необходимым выделить следующие области концентрации капитальных вложений.

Сверхприоритетная зона сосредоточения инвестиций представлена машиностроением. Затем следует особоприоритетное пространство – производственная и социальная инфраструктура. Замыкает этот список высокоприоритетная сфера – ряд высокотехнологичных отраслей, в том числе авиационная, ракетно-космическая, судостроительная, радиоэлектронная промышленность, атомная энергетика.

По мере насыщения машиностроения средствами труда нового поколения и построения передовой инфраструктуры открывается возможность следующего изменения эшелонирования инвестиционных вливаний.

 

На втором этапе меняется соотношение капитальных вложений в пользу тех отраслей, которые ранее относились к высокоприоритетной области. С этого момента обозначенные высокотехнологические отрасли становятся полигоном сверхприоритетным, основным для инвестиционной деятельности.

 

Политико-экономическая цель превратить Россию в сверхдержаву ядра мирового хозяйства предполагает использование опережающих путей развития технико-технологической основы производства. Но проблема заключается в том, что западные страны – конкуренты не стоят на месте, а изыскивают варианты сохранения и приумножения своего индустриально-информационного превосходства. Об этом можно судить по увеличению темпов прироста инвестиций крупнейших мировых компаний в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – по сравнению с предыдущим годом прирост вложений составил в 2005 г. 7%, в 2006 г. – 10% 20 .

 

В начале 20-х гг. текущего столетия передовые государства начнут восхождение по лестнице повышательной фазы шестой волны Шумпетора. Произойдет массовое внедрение в процесс производства принципиально нового знания, что лишит Россию ее конкурентного преимущества, базирующегося на обилии природных запасов энергоресурсов. Падение мировых цен на нефть и газ представляется неизбежным.

Сформулированный прогноз имеет высокую степень достоверности. Это означает, что исторический период организации рывка экономического развития Российской Федерации оказывается весьма ограниченным. Для успешного вхождения в этот временной зазор необходимо стимулировать скачкообразный подъем технико-технологической основы производства страны.

 

В стремительно изменяющихся внешних условиях становления конкурентной экономики России актуализируется вопрос о «перепрыгивании» Россией пятого технологического уклада. Эту дельную мысль подали И. В. Шевченко и Л. Н. Дробышевская, предлагающие приступить к формированию шестого уклада, минуя пятый 21 .

 

Присоединяясь к прорывной позиции указанных авторов, следует внести определенные добавления. Во-первых, наступила пора сбросить вериги многоукладности. Во-вторых, появляется вероятность точечного захода на головокружительный уровень седьмого технологического уклада.

 

Одновременно важно установить, какой вид инновации целесообразнее распространять в первую очередь.

В разделе 6 Постановления Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 9 июня 2007 г. № 46 (в ред. Постановления Федеральной службы государственной статистики РФ от 8.082007 г. № 62) «Сведения об инновационной деятельности организаций. Форма № 4 – инновация» 22 перечисляются такие самостоятельные виды инновации, как продуктовая, процессорная, маркетинговая, и всех инноваций в совокупности. С точки зрения достижения господствующих позиций в планетарной экономике следует выделить впервые произведенный новый продукт, не имеющий отечественных или иностранных аналогов и обладающий качественно новыми характеристиками, соответствующими современному уровню или превосходящие его.

 

В то же время требуется убедиться, что это действительно новый продукт, а не копия ранее созданного блага. На необходимость такой верификации справедливо указывает Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, поясняя, что «нам-то нужен качественный рост» 23 .

Грандиозное переустройство технико-технологической основы производства и адекватное повышение качества трудовых ресурсов – важнейшие признаки реконструкции национального хозяйства. Для обеспечения такого прорыва в экономической жизни страны требуются инвестиции, значительно превышающие вышеприведенные оценки суммарного объема вложений варианта модернизации.

На первый взгляд гиперинвестиции недоступны России, которая по размеру вложений в основной капитал существенно отстает даже от показателя 1990 г.

 

Внутренние источники финансирования реальных инвестиций ограничены – национальные производители испытывают хронический недостаток денежных средств. Несмотря на положительную тенденцию увеличения доли сбережений, трансформируемых в инвестиции, объем последних нельзя признать грандиозным.

 

Российские банки лишены возможности предоставлять «длинные деньги» для осуществления капитальных вложений. В свою очередь Центральный банк Российской Федерации предлагает кредиты коммерческим банкам на срок до 30 дней.

 

Попытка восполнить нехватку инвестиционных средств за счет заимствований у иностранных банков на срок до 6 месяцев привела к резкому росту внешнего долга частного сектора. Причем размер такой задолженности приближается к объему золотовалютных запасов России.

Сложилась парадоксальная ситуация: национальный бизнес задыхается от нехватки инвестиционных средств, а государство предпочитает поддерживать зарубежную экономику, испытывающую тяжелые потрясения в ходе развертывающегося глобального финансового кризиса. Здесь уместно привести такое сравнение: в 2007 г. Российская Федерация приобрела квазигосударственных облигаций США на сумму, достаточную для трехкратного обновления станочного парка России.

 

Для решения вопроса об изыскании гиперинвестиций для реконструкции национального хозяйства необходимо изменить государственную политику в области инвестиционной деятельности.

 

В первую очередь предстоит извлечь колоссальные преимущества от превращения Российской Федерации в один из планетарных финансовых центров. Эмитирование денег в масштабе мирового хозяйства превращает страну в покупателя инвестиционных товаров иностранного происхождения с использованием для расчетов национальной валюты – рубля.

 

Не менее важно вернуть в Россию активы сомнительного происхождения, которые российские граждане и организации поместили за границей. Их объем оценивается иностранными специалистами от 2 до 6 трлн. долл 24 . Российское государство давно пытается решить эту проблему, но в основном путем увещевания их владельцев. Так, еще в 2002 г. официально было обращено внимание на ужесточение режима в оффшорных зонах, что может закончиться арестом имущества. Дословно было доведено до сведения заинтересованных лиц: «замучаетесь пыль глотать, бегая по судам в попытках разморозить эти средства» 25 . Небольшую часть таких активов удалось разместить в России в форме иностранных инвестиций. Но основная доля продолжает оставаться в иностранных государствах, работать на процветание их экономики. Одновременно началась бескомпромиссная схватка за «российское наследство» – за рубежом аресты уже наложены на денежные средства общей суммой несколько млрд евро 26 .

 

Важно успеть перехватить инициативу у иностранных государств, перейти к жесткому решению вопроса в соответствии с нормами уголовного законодательства Российской Федерации.

 

Государство не может подменить частных инвесторов. Но оно должно стать диспетчером по распределению огромных масс инвестиционных ресурсов. В этом плане перспективны международные лизинговые операции с участием государственных организаций – лизингодателей. Такое решение носит неинфляционный характер, что имеет огромное значение для повышения эффективности инвестиционной деятельности.

 

Размещение большого объема реальных инвестиций предполагает дальнейшее развитие государственного обеспечения благоприятного инвестиционного климата.

 

Магистральным направлением улучшения инвестиционного климата для национальных и иностранных инвесторов является расширение льгот и преференций тем лицам, которые вносят ощутимый вклад в создание основы шестого технологического уклада.

 

В процессе развития политики льготирования целесообразно учитывать объем капитальных вложений, прогрессивно изменяющих структуру национального производства. При этом необходимо исходить из того, что инвестиционные мегапроекты в инфраструктуре, наукоемких, высокотехнологичных производствах зримо подталкивают производительные силы в сторону постиндустриальной экономики.

 

Нуждается в корректировке система гарантий, предоставляемых инвесторам. Например, можно законодательно установить гарантию окупаемости капитальных вложений по определенному перечню инвестиционных проектов, увеличить срок действия стабилизационной оговорки.

Нельзя не согласиться с положения

ми проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в части обеспечения исполнения контрактов и защиты прав собственности.

 

В отношении иностранных инвесторов на очереди стоит вопрос о расширении перечня предоставляемых им инвестиционных режимов, включив в него инвестиционный режим прозрачности.

 

Следует продолжить работу по преодолению административных барьеров в области инвестиционной деятельности.

 

Сформулированные предложения по наращиванию силы действия инвестиционного фактора экономического роста предполагает применение принципов политики дирижизма, отдельных элементов мобилизационного сценария. Во многом такое решение имеет вынужденный характер, ибо пока не удалось сформировать развитую систему институциональных факторов подъема экономики. Дирижистский подход быстро накачивает объем вложенных инвестиций, но одновременно понижает их эффективность. В силу этого по мере утверждения планетарного лидерства России целесообразно ослабить государственное регулирование инвестиционной деятельности.

_____________________________________

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Проект Минэкономразвития России. Электронный ресурс – http://mert.tatar.ru/rus/file/pub/pub_8406.doc

2 Приток капитала в частный сектор экономики РФ в 2008 г. удвоится // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 2. С. 11.

3 Тукманов Д. Закрома – Родине! // Завтра. 2008. № 16. С. 4.

4 Точки над «И» // Российская газета. 2008, 16 февраля. С. 4.

5 Балицкий Е., Раптовский А. Инновационные и инвестиционные факторы эффективности производства // Общество и экономика. 2007. № 1. С. 11.

6 Задорожный А. По машинам! Электронный ресурс – http://www.expert.ru/printissues/ural/2003/07/07ur_usob/

7 Коростышевская Е. М., Николаева Т. П. Инновационный потенциал России и условия его развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2007. Выпуск 1. С. 38.

8 Сухарев О. Инвестиции в создание новой техники // Инвестиции в России. 2007. № 11. С. 9.

9 Лапшин Г. В. Основные тенденции инновационного развития в России // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2008. № 55. С. 4.

10 О формировании системы инновационного развития экономики России // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2007. № 120. С. 3.

11 Российский статистический ежегодник. 2007. Статистический сборник. М., 2007. С. 339.

12 Рубинштейн А. Нефть или мозги // Аргументы и факты. 2008. № 22. С. 11.

13 Цветов В. Иллюзия благополучия парадоксальной экономики // Общество и экономика. 2008. № 2. С. 51.

14 Путин В. Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной // Известия. 2008, 11 февраля. С. 5.

15 Российский статистический ежегодник. 2007. Статистический сборник. М., 2007. С. 339.

16 Гладунов О. Рублевая столица // Российская газета. 2008, 22 мая. С. 5.

17 Ханин Г. И., Фомин Д. А. 20-летие реформ в России: макроэкономические итоги // ЭКО. 2008. № 5. С. 51.

18 См.: Сидибе П. Дать милосердие природе // Российская газета. 2008, 4 июня. С. 1.

19 См.: Титов Д. Это вам не хоккей // Экономика и жизнь. 2008. № 21. С. 40.

20 Об инвестициях крупнейших мировых компаний в НИОКР // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2008. № 3. С. 5.

21 Шевченко И. В., Дробышевская Л. Н. Инновационная основа смены технологических укладов в современной глобальной экономике // Финансы и кредит. 2005. № 35. С. 24.

22 Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

23 См.: Не навредить себе // Российская газета. 2008, 19 апреля. С. 3.

24 Корольков И. Молчание – золото // Совершенно секретно. 2008. № 5. С. 11.

25 Путин В. В. «Надо задуматься над тем, как создать благоприятные условия для инвестирования в Российскую Федерацию» // Внешняя торговля. 2002. № 2-3. С. 10.

26 Тумакова И. «Русскую мафию» в Испании громят по наводке Литвиненко? // Известия. 2008, 19 июня. С. 3.

Журналы

РУБЕЖ

РУБЕЖ

"RUБЕЖ" - это первый в России отраслевой lifestyle-журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб.

Безопасность зданий и сооружений

Безопасность зданий и сооружений

Журнал-каталог для руководителей и специлистов градосторительного комплекса, ЖКХ, инвесторов, девелоперов, владельцев крупных имущественных комплексов.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса

Отраслевой специализированный журнал "Безопасность объектов ТЭК"

Интервью

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом

Алексей Майоров (Правительство Москвы) ТБ Форум - одна из главной площадок страны, где специалисты могут обменяться мнениями и опытом \\ 03.02.2016

9 февраля 2016 года в рамках ТБ Форума при поддержке Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности, Комиссии Мосгордумы по безопасности и Правительства Москвы пройдет конференция "Безопасный город: нормативно-правовые и технологические аспекты". В преддверии этого мероприятия на вопросы ТБ Форума ответил модератор конференции Алексей Майоров, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему!

Выставка MIPS/Securika 2016: переезд в Экспоцентр, новые даты проведения, ребрендинг – все перемены к лучшему! \\ 21.01.2016

С 14 по 17 марта 2016 года в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне состоится ежегодное знаковое событие в сфере безопасности – 22-я международная выставка MIPS/Securika. О переменах, произошедших на выставке за последние 2 года, мы поговорим с директором MIPS/Securika Натальей Виноградовой.

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ)

Интервью с Сергеем Гордеевым,региональным менеджером по продажам компании HID Global (Россия и СНГ) \\ 08.06.2015

Мы поговорили с Сергеем Гордеевым о рынке систем контроля доступа, новых тенденциях и планах развития HID Global.

вверх