12 C°
Профилактика преступлений

Обеспечение безопасности массовых мероприятий

10589
ИП 212-79 «Аврора ДА»
Производитель:
Аругс-Спект
Страна:
Россия
716

В современном обществе, живя в большом городе, совсем нетрудно оказаться в
месте массового скопления людей. Любое массовое мероприятие может стать
мишенью для чьих-то преступных замыслов. Для того, чтобы избежать возможных
неприятностей при организации мероприятий с массовым пребыванием людей
необходимо руководствоваться мерами по обеспечению общественного порядка и
безопасности.

Успех обеспечения безопасности на массовых мероприятиях зависит от
тщательной подготовки, скоординированных и слаженных действий
организаторов и сотрудников охраны.

18 февраля 2005 года были внесены последние изменения в «Положение об
обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении
мероприятий с массовым пребыванием людей». Данный документ
устанавливает порядок обеспечения общественного порядка и безопасности
участников при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.

Массовые мероприятия представляют собой скопление людей, объединенных
общими духовными, политическими или физическими потребностями, причем
потенциальная опасность возможна в каждом из них (большая вероятность
конфликтов, паники, истерик, жертв).

Мероприятия данного типа делятся на несколько категорий:

  • культурные и спортивные (фестивали, концерты, матчи, ярмарки,
    различные шоу);
  • деловые (презентации, выставки, конференции);
  • общественные (митинги, шествия, демонстрации);
  • спортивные соревнования (международные, всероссийские, областные,
    городские, районные)
  • частные (банкеты).Мероприятия могут проводиться на спортивных
    сооружениях, в театрах, дворцах культуры, выставочных залах и
    других объектах общественного назначения при соблюдении всеми
    участвующими в их проведении организациями действующих норм и
    правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, технического
    оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций,
    других нормативных актов.

Проведение мероприятий должно планироваться таким образом, чтобы
участники, зрители и посетители имели возможность воспользоваться
общественным транспортом по окончании мероприятия. В случае, когда
возможность воспользоваться общественным транспортом отсутствует,
организаторы мероприятия могут предусмотреть для этих целей транспорт.

При проведении спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий
важно учитывать погодные условия и другие факторы, которые могут
повлиять на проведение мероприятий.

Организаторами подготовки и проведения мероприятий могут выступать:

  • территориальные органы федеральных органов государственной власти,
    исполнительные органы государственной власти Свердловской области и
    органы местного самоуправления
  • предприятия независимо от их форм собственности и ведомственной
    принадлежности, уставная деятельность которых предусматривает
    организацию и проведение культурно-массовых, развлекательных,
    спортивных и иных досуговых мероприятий
  • администрации сооружений, в помещениях и на территории которых
    проводятся мероприятия

Организаторы мероприятий несут ответственность за соблюдение
установленного порядка проведения мероприятий, создание необходимых
условий для личной безопасности участников и зрителей.

В целях обеспечения безопасного и качественного проведения мероприятий
в их организации и проведении участвуют также учреждения
здравоохранения, торговли, связи, транспорта, бытового обслуживания,
средства массовой информации, различные общественные формирования, на
которые в соответствии с действующим законодательством возложены
обязанности по исполнению порядка проведения мероприятий.

В необходимых случаях при подготовке и проведении наиболее крупных
мероприятий органы местного самоуправления могут создать
организационные комитеты для координации и контроля деятельности
организаций, которые задействованы в подготовке и проведении данных
мероприятий.

Основной перечень документов, регламентирующий порядок проведения
мероприятий с массовым пребыванием людей

Массовые мероприятия проводятся в соответствии с утвержденными планами
мероприятий, программами, правилами, регламентами и требованиями по
обеспечению безопасности участников и зрителей.

Перед проведением любых мероприятий администрация сооружения должна
подготовить следующие документы:

1. Документы, определяющие общий порядок организации деятельности
участников мероприятия:

  • документы, регламентирующие деятельность сооружения;
  • инструкция о порядке организации и проведения мероприятий,
    утвержденная соответствующим органом местного самоуправления;
  • план сооружения с указанием местонахождения пункта охраны
    общественного порядка, пунктов медицинской помощи и связи, средств
    пожаротушения и источников водозабора, стоянок служебных и личных
    транспортных средств, служб коммунального и бытового обслуживания,
    мест общего пользования;
  • схемы организации движения зрителей, путей наполнения и эвакуации
    трибун, передвижения транспортных средств на прилегающей
    территории;
  • схема маршрутов движения и очередность эвакуации зрителей и
    участников мероприятия при чрезвычайных ситуациях;
  • правила поведения посетителей спортивного сооружения;

2. Документы о порядке проведения мероприятия:

  • положение о проведении мероприятия, утвержденное организатором
    мероприятия;
  • акт готовности сооружения, всех его служб к проведению мероприятия,
    подписанный руководителем сооружения и представителем организации,
    проводящей данное мероприятие;

3. Документы о порядке эксплуатации сооружения, инженерного,
технологического и иного специального оборудования в процессе
проведения мероприятия:

  • паспорт сооружения;
  • акт государственной комиссии о приемке сооружения в эксплуатацию;
  • акт технического обследования сооружения в части эксплуатационной
    надежности и устойчивости строительных конструкций, обеспечения
    необходимой степени безопасности зрителей и участников мероприятия;
  • инструкция по эксплуатации инженерного, технологического и иного
    специального оборудования;
  • инструкция по технике безопасности для всех видов технических служб
    сооружения;
  • инструкция по взрывопожарной безопасности;
  • инструкция по медицинскому и санитарно-гигиеническому обеспечению
    сооружения;
  • должностные инструкции работников сооружения.

Кроме того, между администрацией сооружения и организатором мероприятия
также заключается договор.

Установление готовности сооружения к проведению мероприятия происходит
по результатам оперативно-технического осмотра объекта специальными
комиссиями. В состав комиссий входят представители организатора
мероприятия, собственника и администрации сооружения, местного
самоуправления, органов внутренних дел, управлений и отделов по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора и других
заинтересованных организаций. Комиссия создается организатором
мероприятия не менее чем за 7 дней до начала проведения мероприятия.

Оперативно-технический осмотр сооружения должен быть завершен не менее
чем за 3 суток до начала мероприятия, его результаты оформляются
протоколом, в котором отмечаются выявленные нарушения. После устранения
указанных нарушений комиссия составляет акт о готовности сооружения к
проведению мероприятия.

Оперативно-технический осмотр сооружений, на которых мероприятия
проводятся в постоянном режиме и в соответствии с утвержденным
календарным планом, проводится 1 раз в 6 месяцев.

Меры общественной безопасности, принимаемые организаторами подготовки и
проведения мероприятия

В обязанности организаторов, входит обеспечение подготовки к проведению
мероприятия участников и необходимого количества вспомогательного
персонала, знание и соблюдение ими своих функциональных обязанностей,
правил техники безопасности, пожарной безопасности и внутреннего
распорядка на сооружении.

Любой организатор выполняют регламент проведения мероприятия,
обязательного пребывания ответственных лиц и иных представителей
организаторов с начала и до полного окончания мероприятия.

Именно организатор мероприятия уведомляют администрации муниципальных
образований и соответствующие территориальные органы внутренних дел о
проведении культурно-массовых, спортивных и рекламных мероприятий не
ранее 15 дней и не позднее 10 дней до даты проведения намеченного
мероприятия и представляют информацию о его названии, программе с
указанием места, времени, условий организационного, финансового и иного
обеспечения, предполагаемого количества участников, своего адреса и
номеров контактных телефонов.

Со стороны администрации должны быть проведены работы всех инженерных
систем и систем оповещения на сооружении, надежность конструкций зданий
и сооружений, готовность трибун, маршрутов эвакуации зрителей,
участников и посетителей. Администрация должна обеспечить

обслуживающим персоналом сооружение. Кроме того, администрация должна
заранее позаботиться об обучении персонала действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций в соответствии с инструкциями, информирование
органов внутренних дел о числе проданных билетов и выданных пропусков,
в том числе на автотранспорт.

Распространение билетов, реклама, организация питания, медицинское
обслуживание, оперативное взаимодействие со службами охраны, размещение
участников мероприятия, разработка памятки поведения посетителей – всё
это зависит от администрации сооружения.

Органы внутренних дел, во время проведения мероприятий занимаются
обеспечением правопорядка и общественной безопасности. Благодаря
представителям органов внутренних дел на мероприятие не допускаются
лица в состоянии алкогольного, наркотического или токсического
опьянения, а также лица, имеющие при себе оружие, кроме сотрудников
Федеральной службы охраны. Совместно с соответствующими службами
сооружения в случае необходимости может быть проведена эвакуация
зрителей с трибун и прилегающей к ним территории. Сотрудники внутренних
дел проверяют у частных охранных служб и их сотрудников, принимающих
участие в обеспечении безопасности, наличие необходимых документов и
лицензий, которые подтверждают право на занятие охранной деятельностью.
Органы внутренних дел контролируют наполняемость территории и в случае
превышения предельной нормы требуют от организатора объявления о
прекращении допуска граждан или самостоятельно прекращают допуск
граждан.

Если во время подготовки или проведения мероприятия возникну
предпосылки к совершению террористических актов, экстремистских
проявлений, беспорядков и иных опасных противоправных действий
организатор мероприятия, администрация сооружения обязана
незамедлительно сообщить об этом руководителям правоохранительных
органов, ответственных за обеспечение безопасности граждан на
мероприятии, оказывать им помощь и выполнять их указания.

В свою очередь управления и отделы по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям городов и районов прогнозируют и оценивают
факторы возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в период проведения мероприятий. А также
благодаря управлению по гражданской обороне своевременно доходит до
администрации сооружений информация о возникших чрезвычайных ситуациях,
последствия которых могут повлиять на безопасность жизни и здоровья
участников и зрителей проводимых мероприятий.