19 C°
Соната-Р2
Страна:
Россия
14 278
ИП 212-79 «Аврора ДА»
Производитель:
Аругс-Спект
Страна:
Россия
716

Средства государственного правового регулирования предпринимательской деятельности

Н. В. Половникова , аспирант кафедры предпринимательского права УрГЮА В
настоящее время термин «государственное регулирование предпринимательской
деятельности» фактически отсутствует в действующем законодательстве: лишь в
нескольких специальных законах, посвященных государственному регулированию
отдельных отраслей хозяйства, делаются попытки дать указанное определение 1.

В настоящее время термин «государственное регулирование
предпринимательской деятельности» фактически отсутствует в действующем
законодательстве: лишь в нескольких специальных законах, посвященных
государственному регулированию отдельных отраслей хозяйства, делаются
попытки дать указанное определение 1 . Подобное положение вещей
объясняется тем, что государственное регулирование предпринимательской
деятельности – это понятие, характеризующее комплекс экономико-правовых
средств, воздействующих на разные стороны предпринимательства. Поэтому
следует согласиться с мнениями И.?Н. Герчиковой 2 , утверждающей, что
государственное регулирование охватывает регулирование экономики (на
макроэкономическом уровне) и регулирование предпринимательской
деятельности (на микроэкономическом уровне) и Ю.?А. Тихомирова 3 ,
полагающего, что правовое регулирование является
государственно-правовым (публичным) по своим целям, институтам,
процедурам и средствам обеспечения. Понятие публичности в правовых
отношениях не сводится лишь к обеспечению государственных интересов;
под публичностью понимаются интересы людей как различного рода
сообществ, коллективной самоорганизации и саморегулирования 4 . При
регулировании предпринимательской деятельности основная цель
государства состоит в обеспечении баланса между удовлетворением
государственных нужд и интересов бизнеса.

Правовая база государственного регулирования предпринимательской
деятельности формируется преимущественно из норм публично-правовой
направленности, включающих нормы конституционного, административного,
финансового права, но единый нормативный акт, закрепляющий перечень
средств государственного регулирования предпринимательской деятельности
отсутствует.

В ст. 8, 34 Конституции РФ заложены принципы государственного правового
регулирования предпринимательской деятельности, но основное значение в
данном виде регулирования принадлежит административному и финансовому
праву, которыми устанавливаются нормы, вводящие как запреты и
ограничения, так и меры поддержки предпринимательской деятельности.
Обозначенные отрасли права тесно связаны между собой, поскольку
изначально финансовое право являлось составной частью административного
права и выделилось из него 5 . Поэтому многие средства государственного
правового регулирования предпринимательской деятельности (например,
государственная поддержка субъектов предпринимательства,
прогнозирование, планирование) являются межотраслевыми.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственной
поддержке малого предпринимательства в РФ» государственная поддержка
малого предпринимательства осуществляется посредством создания льготных
условий использования субъектами малого предпринимательства
государственных финансовых ресурсов; установления упрощенного порядка
бухгалтерской отчетности.

Государственная поддержка предпринимательства происходит на
федеральном, региональном и местном уровнях по следующим направлениям:
предоставление на конкурсной основе финансовой помощи из
соответствующего бюджета для компенсации части затрат на уплату
процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных
проектов; создание залоговых фондов; предоставление налоговых кредитов;
рефинансирование и реструктуризация задолженности в бюджеты;
предоставление государственных (муниципальных) гарантий либо
поручительств за счет средств бюджета; микрокредитование и т.?п. Более
чем в 30 субъектах РФ разработаны и ­выполняются региональные программы
развития и поддержки малого бизнеса, в частности в Свердловской области
принята Концепция государственной политики поддержки и развития малого
предпринимательства на 2002–2020 гг 6 . Согласно Федеральному закону
№?131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к
вопросам местного значения отнесено создание условий для развития
малого предпринимательства. В Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и других
крупных городах Свердловской области приняты и действуют муниципальные
программы поддержки малого бизнеса.

На региональном и местном уровне активно вводятся программы поддержки
не только малого предпринимательства, но и отдельных направлений
крупного бизнеса, в частности, промышленности. Например, в Законы
субъектов РФ «О?промышленной политике» 7 вклю­чены положения о таких
мерах по государственной поддержке предпринимательской деятельности в
области промышленности, как реструктуризация задолженности;
предоставление на льготных условиях бюджетных кредитов и
государственных гарантий за счет средств регионального бюджета;
субсидирование части процентной ставки по кредитам; финансирование
программ развития промышленности на долевых началах; отсрочка и
рассрочка налоговых платежей и освобождение (полное или частичное) от
уплаты налогов в региональный бюджет; предоставление инвестиционных
налоговых кредитов; уменьшение облагаемой прибыли предприятиям
промышленности при исчислении налога на прибыль.

Кроме того, государство также оказывает поддержку определенным
направлениям предпринимательской деятельности, например,
агропромышленному комплексу путем реализации Национального проекта
«Развитие АПК». В ряде Постановлений Правительства РФ 8предусмотрено,
что субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным
в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных
потребительских кооперативах личными подсобными и крестьянскими
хозяйствами, будет осуществляться в размере 95?% ставки
рефинансирования Центробанка РФ (с условием софинансирования из бюджета
субъекта РФ на уровне 5?% ставки рефинансирования Центробанка РФ). В
соответствии с национальным проектом «Развитие АПК» в 2006?г.
предусматривалось кредитование сельхозтоваропроизводителей на сумму 40
млрд руб., но в настоящее время произошло увеличение до 100 млрд руб. 9

Полагаю, что механизм государственной поддержки приоритетных
направлений предпринимательской деятельности должен давать импульс для
развития не только стимулируемых, но и смежных с ними отраслей,
расширяя предпринимательскую активность в целом. Принцип определения
приоритетных направлений должен соблюдаться при разработке бюджета
государства путем установления нормативов, определяющих уровень
бюджетных средств по выделенным направлениям. К сожалению, реализация
программ поддержки предпринимательства идет не достаточно быстрыми
темпами из?за нехватки или полного отсутствия бюджетного
финансирования, а также надлежащего правового регулирования на
федеральном и региональном уровне.

К средствам прямого государственного регулирования рыночной экономики
можно отнести запреты и ограничения. Как справедливо отмечает Г.?А.
Гаджиев «регулирование означает не только защиту и стимулирование, но и
ограничение и даже запрещение» 10 . Большое значение имеет такое
средство государственного регулирования предпринимательской
деятельности, как контроль. Ряд ученых полагает, что основная форма
взаимодействия бизнеса с органами публичной власти связана с
необходимостью осуществления последними контрольных и надзорных функций
11 . Заметим, что институт контроля тесно связан с институтом
ответственности и применения принудительных средств к субъектам
предпринимательской деятельности, которые в силу значимости применяемых
санкций также являются рычагом государственного регулирования
предпринимательства. Вряд ли оспорим тот факт, что контроль без
соответствующих мер ответственности теряет свой смысл и эффективность.
Поэтому представляется, что при правовом регулировании
пред­принимательской ­деятельности государство должно четко закреплять
в законодательстве ответственность за совершаемые правонарушения и в то
же время стимулировать предпринимателей к соблюдению соответствующих
норм.

Одним из видов государственного контроля за субъектами
предпринимательской деятельности, имеющим межотраслевой характер,
является статистическая и бухгалтерская отчетность. В соответствии с
Постановлением Конституционного Суда РФ бухгалтерский учет, на
основании которого готовится бухгалтерская отчетность, признается в
качестве инструмента финансово?правового регулирования
предпринимательской деятельности 12 . Органы государственной власти
могут регулировать бухгалтерский учет, если подобное право
предоставлено им законодателем ( ст. 5 Федерального закона «О
бухгалтерском учете»). Кроме того, рядом нормативных актов установлена
ответственность за нарушение требований бухгалтерской и статистической
отчетности (НК РФ, КоАП РФ, Федеральные законы «Об ответственности за
нарушение порядка предоставления государственной статистической
отчетности» и «О бухгалтерском учете»). Тем не менее, можно
констатировать, что практически отсутствует государственный контроль за
достоверностью бухгалтерской отчетности и использованием финансовых
ресурсов, хотя во многих зарубежных странах подобный контроль за
внутрихозяйственной деятельностью предпринимателей имеет место: так, в
2002?г. в США принят закон об усилении борьбы с мошенничеством в сфере
бухгалтерской отчетности.

С институтом контроля как средства государственного правового
регулирования предпринимательской деятельности тесно связан институт
лицензирования, поскольку в сфере регулирования отдельных видов
предпринимательской деятельности действует относительный запрет на
осуществление названной деятельности без лицензии. За нарушение запрета
предусмотрена административная (ст. 14.1 КоАП РФ) и уголовная
ответственность ( ст. 171 УК?РФ). Т.?И. Орехова, С.?А. Тарасов
применительно к лицензированию вводят понятие разрешительного
регулирования со стороны государства и рассматривают лицензирование как
средство государственного регулирования предпринимательской
деятельности 13 . В.?Ф. Попондопуло полагает, что лицензирование
используется государством как общее ограничение предпринимательской
деятельности 14 . По нашему мнению, лицензия подтверждает квалификацию
лицензианта и в определенной степени является государственной гарантией
обеспечения безопасности лицензируемой деятельности, следовательно,
можно говорить о лицензировании как о средстве реализации экономической
и правовой политики государства, поскольку согласно ст. 61 ГК РФ в
случае выявления факта осуществления предпринимательской деятельности
без лицензии государственный орган или орган местного самоуправления
имеют право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического
лица.

Одними из средств государственного регулирования предпринимательской
деятельности являются прогнозирование и планирование. Данные средства
регулирования предпринимательской деятельности относятся к
межотраслевым и тесно связаны как с административным, так и с налоговым
и бюджетным регулированием. Согласно ст. 1 Федерального закона «О
государственном прогнозировании и программах социально-экономического
развития РФ» государственное прогнозирование представляет собой систему
научно обоснованных представлений о направлениях
социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного
хозяйства. Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на
долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Особое
внимание при прогнозировании социально-экономического развития
уделяется государственному сектору экономики 15 . Прогнозирование
является предпосылкой для планирования. Плановость в проведении
регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства
означает мероприятия по формированию, распределению и использованию
финансовых ресурсов на основе финансовых планов, разрабатываемых в
соответствии с государственными программами развития экономики. По
мнению Е.?П. Губина, планирование необходимо рассматривать как процесс,
предшествующий предпринимательской деятельности и сопровождающий ее 16
. В последнее время роль планирования и прогнозирования как средств
государственного регулирования предпринимательской деятельности
существенно сократилось и имеет существенное значение лишь для таких
субъектов предпринимательства, как государственные и муниципальные
унитарные предприятия, бюджетные учреждения.

Полагаю, что на федеральном уровне необходима разработка и принятие
комплексного нормативного акта по вопросу государственного
регулирования предпринимательской деятельности.