20 C°
ИП 212-79 «Аврора ДА»
Производитель:
Аругс-Спект
Страна:
Россия
716

Особенности рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве)

М. Л. Скуратовский , судья Арбитражного суда Свердловской области
Соотношение норм АПК и закона о банкротстве.

М. Л. Скуратовский , судья Арбитражного суда Свердловской области

Соотношение норм АПК и закона о банкротстве. Институт банкротства –
комплексный правовой институт, сочетающий главным образом нормы
гражданского и арбитражно-процессуального права. Однако нормы о
банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть
реализованы только через судебные акты. Свидетельством этому является и
тот факт, что законодатель в Законе о банкротстве 2002 г. исключил
возможность так называемого «добровольного банкротства», т. е.
банкротства, осуществляемого вне судебного процесса.

Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме
функционирования института банкротства. Задача материального права –
создание критериев банкротства, при наличии которых участник
экономического оборота предполагается банкротом де-факто, а не де-юре,
процессуальное право «включает» собственно механизм банкротства,
переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с
остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых
определяется их правовым положением – объявленным судом статусом
банкрота. Таким образом, основным предназначением процессуальной части
законодательства о банкротстве является установление, в судебном
процессе, факта банкротства или несостоятельности участника
экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего
функционирования. Поэтому правомерно мнение о равной составляющей (не
по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального
и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Нельзя
представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к
материальным; без них институт банкротства являлся бы только
декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом
функционирования.

Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции,
на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в
АПК. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве
включает в себя и процессуальные нормы. Иначе говоря, судебный процесс
по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК и Закона о
банкротстве.

Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст.
223 АПК: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по
правилам, установленным АПК, с особенностями, установленными
федеральными законами о банкротстве. Как видно, нормы АПК составляют
процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими,
принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности
(банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными
судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики этих дел. Оснований
считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК и Закона
о банкротстве, не имеется. Арбитражный суд, рассматривая дело о
банкротстве, руководствуется, прежде всего, АПК (например, исследуя
доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный
акт), применяя в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве,
содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим
делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института
материального и процессуального права (например, при подготовке дела к
судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

Необходимость существования специальных процессуальных норм при
рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве определяется двумя
основными особенностями этой категории дел: публичностью и спецификой
защиты права. Публичный характер этих дел основан на том, что
установление факта несостоятельности (банкротства) участника
экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для
большого количества лиц: самого должника, работников должника –
юридического лица или индивидуального предпринимателя, членов семьи
должника-гражданина, собственников или участников юридического лица,
лишающихся в принудительном порядке своего имущества, кредиторов
должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом
порядке, во многих случаях – для государства и
административно-территориальных образований, получающих, после
объявления должника – юридического лица, дополнительные
социально-экономические проблемы.

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о
банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным
судом является не решение спора, не установление факта, имеющего
юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за
неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим
долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы
множества лиц: самого должника, его работников и собственников
имущества, кредиторов, а также публично-правовые,
социально-экономические, а порою и политические интересы. Хотя внешне
правовой целью возбуждения дела о банкротстве и является объявление
должника банкротом, т. е. придание участнику экономического оборота
особого статуса, позволяющего произвести расчеты с кредиторами,
фактически институт банкротства в проекции на его судебную составляющую
призван обеспечить более глубинные процессы, а именно, сохранение
стабильности гражданского оборота. Именно поэтому процессуальные нормы
законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на
создание условий, позволяющих, при наличии достаточно объективно
существующего положения должника как несостоятельного, плавно, с
минимальными потерями для общества, вывести должника временно
(гражданин) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Такое многообразие стоящих перед судом, при рассмотрении дела о
банкротстве, задач, предполагает создание, на уровне нормативного
регулирования, соответствующих процессуальных условий, позволяющих
учесть специфику этих дел. Это касается порядка обращения с заявлением
и принятия судом заявления к производству, состава лиц, участвующих в
деле, их полномочий и правового статуса, подготовки дела к судебному
разбирательству и срока рассмотрения дела, использования примирительных
процедур и исполнения судебного акта.

Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии:
возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному
разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта,
производство по пересмотру судебных актов и, как, особая стадия, прямо
не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним
связанная – исполнение судебных актов. Несомненно, что наличие этих
стадий характерно и для дел о банкротстве. Но специфика этих дел
позволяет выделить две основные стадии рассмотрения арбитражными судами
дел о банкротстве, отражающие их особенность: разбирательство дел о
банкротстве в арбитражном суде и процедуры банкротства.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь, прежде
всего, нормами АПК с применением особых процессуальных норм,
установленных законодательством о банкротстве, производит собственно
рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному
арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий:
возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и
вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих
процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является
принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой
урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение
конфликта.

Процедуры банкротства 1 можно сравнить с исполнительным производством:
целью и процедур банкротства и исполнительного производств фактически
является исполнение судебного акта, принятого судом. На схожесть
конкурсного и исполнительного процесса обращал, в свое время, внимание,
Г. Ф. Шершеневич 2 . Разница между ними состоит в том, что, если в ходе
исполнительного производства реализуются конкретные положения судебного
акта, то в ходе процедур банкротства исполняются общие положения
судебного акта арбитражного суда, являющегося основой разрешения
конфликта, но не определяющего экономические и правовые пути выхода из
него (конкретные способы реализации положений судебного акта
арбитражного суда и достижения целей банкротства определяются
кредиторами и назначенным судом арбитражным управляющим). Таким
образом, основной задачей процедур банкротства является практическая
реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью
окончательного разрешения конфликта.

На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет, в основном,
контрольно-надзорные, а также руководящие функции 3 . Контроль суда
осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК для
судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле.
Суду принадлежит руководящая роль – в утверждении результатов, в том
числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков,
освобождении и назначении арбитражных управляющих и т. п.

Особенности судебного разбирательства по делам о банкротстве наиболее
ярко выявляются в сравнении с нормами АПК,регулирующими порядок
рассмотрения арбитражным судом традиционных споров, поэтому попытаемся
определить их, следуя основным положениям АПК. Интересно сравнить
порядок рассмотрения дел о банкротстве с тем, который был установлен
Законом о банкротстве 1998 г.

Состав суда. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом
только коллегиально (ч. 2 ст. 17 и ч. 2 ст. 223 АПК). Однако, это
положение касается только судебного разбирательства по существу дела о
банкротстве и рассмотрения возражений относительно требований
кредиторов в ходе осуществления процедур банкротства (ст. 71, 100
Закона). Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные
заседания, совершаются судьей единолично. В частности, единолично судья
принимает заявление о признании должника банкротом (ст. 42 Закона),
проводит заседание по проверке обоснованности требований заявителя к
должнику и о введении наблюдения (ст. 48 и ч.1 ст. 49), проводит
подготовку дела к судебному разбирательству (ст. 50), рассматривает
разногласия, заявления, ходатайства и жалобы (ч.1 ст. 60).

Возможность единоличного совершения перечисленных процессуальных
действий вызвана двумя причинами: большим количеством дел о
банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами, и необходимостью
оперативного реагирования на возникающие в ходе рассмотрения дела
коллизии. Как показала практика применения Закона о банкротстве 1998
г., по которому все судебные заседания суд должен был проводить в
коллегиальном составе, это обстоятельство часто препятствовало
оперативному рассмотрению заявлений, ходатайств, жалоб и возражений.

В состав суда, рассматривающего дело о банкротстве, могут быть включены
только судьи арбитражных судов (профессиональные судьи), арбитражные
заседатели привлекаться к участию в рассмотрении таких дел не могут (ч.
2 ст. 223 АПК).

Состав лиц, участвующих в деле. Рассмотрение дела о банкротстве
характеризуется особым составом участников, качественный спектр которых
определяется спецификой дел о банкротстве: их публичностью и,
соответственно, необходимостью учета множества пересекающихся и порою
сталкивающихся интересов участников правоотношений, имеющих разную
степень отношения к судебному процессу.

Именно этим обстоятельством: разным уровнем интереса к исходу процесса,
и, соответственно, различными целями участия – продиктована
необходимость дифференциации участников дела, имеющих отношение к
должнику, на две группы: лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34
Закона) и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве
(ст. 35 Закона). В общем-то, такое деление известно и традиционному
арбитражному процессу: к лицам, участвующим в деле относятся стороны,
третьи лица и заявители, к лицам, участвующим в процессе –
представители, эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и
секретарь судебного заседания (ст. 54 АПК). Но законодательство о
банкротстве вкладывает в деление участников процесса иной смысл. К
лицам, участвующим в деле, имеющим полный объем процессуальных прав,
предоставленных АПК и Законом о банкротстве, оно относит тех лиц, чьи,
прежде всего, имущественные интересы, затрагиваются рассмотрением дела,
а именно: кредиторов (в том числе уполномоченные органы и органы
исполнительной власти) и должника, а также арбитражного управляющего,
непосредственно осуществляющего процедуры банкротства.

В соответствии с АПК к лицам, участвующим в арбитражном процессе,
отнесены лица, содействующие осуществлению правосудия (они же являются
участниками и арбитражного процесса по делу о банкротстве). Закон о
банкротстве к таким лицам относит всех остальных участников
правоотношений, в которые вступает должник, чьи личные, имущественные и
иные интересы могут быть затронуты результатами рассмотрения дела. Это
– работники должника (в лице их представителя, избираемого на собрании
или конференции трудового коллектива), участники общества, товарищества
или кооператива (также в лице их представителя), собственники имущества
должника – унитарного предприятия, представитель собрания или комитета
кредиторов (ст. 35 Закона).

Указанные лица, хотя и имеющие собственные интересы в отношении
должника, в том числе имущественные, по ряду причин лишены
законодателем права быть полноправными участниками дела о банкротстве.
Им предоставлено только право участвовать в судебном разбирательстве и
высказывать свое мнение (их можно сравнить с участником собрания,
обладающим правом совещательного голоса), которое может быть и учтено
судом при принятии судебного акта, но не может быть принято в качестве
основного доказательства при определении факта несостоятельности. Такие
лица не имеют, к примеру, права обжаловать судебные акты арбитражного
суда, действия лиц, участвующих в деле.

Поскольку дела о банкротстве не относятся к делам искового
производства, его участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и
не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора,
заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих
требований, увеличивать или уменьшать размер требований. Не может
требование о признании должника банкротом быть объединено с исковым и
иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта).
В то же время, кредиторы могут объединить свои требования о признании
должника банкротом (п. 5 ст. 39 Закона), например, если размер
требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин.

Существует в делах о банкротстве и аналогичный отказу от иска институт,
имеющий также свои особенности. Отказ должника или кредитора-заявителя
от требований о признании должника банкротом может быть принят
арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника
поддержат этот отказ (п.1 ст.57 Закона). В порядке сравнения – в Законе
о банкротстве 1998 г. такая норма отсутствовала, что вызывало у судов
вопрос: возможно ли принимать отказ кредитора или должника – заявителя
от заявленного требования.

Особым статусом, определяемым спецификой дел о банкротстве, обладает
такой важнейший участник дела как арбитражный управляющий (временный
управляющий, административный управляющий, внешний управляющий,
конкурсный управляющий). Это профессиональный антикризисный
управляющий, назначаемый арбитражным судом, действующий под контролем
суда и кредиторов, для которого проведение процедур банкротства
является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий
является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве,
во многом, наряду с арбитражным судом, определяющим успешность решения
задач арбитражного судопроизводства при рассмотрении дел о банкротстве.

Специфика процессуального статуса арбитражного управляющего
определяется тем, что он не является участником имущественного
конфликта, вызванного несостоятельностью должника, поэтому прямой
имущественный или иной интерес по отношению к результатам судебного
разбирательства у него отсутствует. Основной задачей арбитражного
управляющего является руководство процедурами банкротства, от чего
зависит его доход как предпринимателя. Работу арбитражного управляющего
можно сравнить с деятельностью по исполнению судебного акта, но, в
большей степени, самостоятельной, поскольку основные пути решения
стоящих перед ним задач определяются не судебным актом, а им самим.
Необходимостью предоставления арбитражному управляющему возможности
осуществления достаточно автономной, инициативной деятельности,
определяется наделение его полным объемом равных с кредиторами и
должником процессуальных прав.

Закон о банкротстве не называет среди участников дела о банкротстве
саморегулируемые организации арбитражных управляющих, поскольку они
непосредственно в арбитражном процессе не участвуют. Однако, положения
Закона, определяющие порядок назначения арбитражным судом арбитражного
управляющего, позволяют утверждать, что указанные организации, обладая
правом представлять арбитражному суду список кандидатов в арбитражные
управляющие (ст. 45) и тем самым оказывать достаточно существенное
влияние на ход судебного процесса в целом и процедур банкротства, в
частности, наделены определенной процессуальной правоспособностью и
фактически, пусть и достаточно завуалировано, участвуют в рассмотрении
дела.

Возбуждение дела о банкротстве. Если для возбуждения дела по спору
достаточно обратиться с оформленным по правилам, установленным АПК,
исковым заявлением, то для возбуждения дела о банкротстве, помимо
поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимо
наличие определенных материально- и процессуально – правовых условий.
Рассмотрим их более подробно.

Материально-правовые условия включают в себя:

а) наличие субъекта банкротства, т. е. лица, которое, в соответствии с
законодательством, может быть объявлено банкротом (иными словами –
обладающего конкурсноспособностью). К таким лицам относятся юридические
лица, за исключением казенных предприятий, религиозных и политических
организаций, учреждений, и граждане, в том числе индивидуальные
предприниматели (до вступления в силу соответствующего федерального
закона граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в
силу п.2 ст.231 Закона, конкурсноспособностью не обладают). Не может
быть возбуждено дело о банкротстве таких участников гражданских
отношений как Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные
образования, поскольку закон не наделил их конкурсноспособностью. В то
же время банкротом может быть объявлен такой особый участник
правоотношений как крестьянское (фермерское) хозяйство, не обладающее в
силу ГК правами юридического лица;

б) наличие у должника признаков банкротства. К числу признаков Закон
относит (ст. 3, 6, п.2 ст. 33) наличие у должника долга по
неисполненным в течение трех месяцев денежным обязательствам и (или)
обязанностей по уплате обязательных платежей, минимальный размер
которого должен в совокупности составлять: для юридических лиц – не
менее 100 000 руб., для граждан – не менее 10000 руб.

При отсутствии хотя бы одного из названных материально-правовых
условий, арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании
должника банкротом (ст. 43 Закона).

Процессуально-правовые условия:

а) направление в арбитражный суд заявления о признании должника
банкротом лицом, обладающим таким правом. Круг лиц, которые могут быть
обратиться с заявлением, Законом ограничен. В соответствии со ст.7
Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании
должника банкротом обладают только: должник, конкурсный кредитор,
уполномоченные органы.

К конкурсным кредиторам относятся только кредиторы по денежным
обязательствам (ст. 2, 4 Закона), т. е. обязательствам, основанным на
нормах гражданского законодательства, за исключением граждан, перед
которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и
здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате
вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников)
должника – юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого
участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционерам,
выплате денежного эквивалента пая участникам обществ).

Помимо конкурсных (условно говоря, гражданско-правовых) кредиторов,
право на участие в деле о банкротстве и, соответственно, на подачу
заявления о признании должника банкротом, Закон предоставляет и другим
лицам, которые, также условно, могут быть названы
административно-правовыми кредиторами. Таких лиц Закон называет
уполномоченными органами, к их числу, в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. № 185 «Об уполномоченном и
регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства», в
настоящее время относится только Федеральная служба по финансовому
оздоровлению и банкротству. При банкротстве кредитных организаций
уполномоченным органом выступает Банк России.

В любом случае правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о
признании должника банкротом обладает сам должник; лицо, обладающее
конкурсноспособностью и имеющее признаки банкротства;

б) соблюдение определенного порядка получения долга, что можно
уподобить досудебному урегулированию спора, существующему в исковом
производстве в некоторых случаях.

Так, конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган по денежным
обязательствам, прежде, чем обращаться с заявлением о признании
должника банкротом, должен попытаться взыскать долг в исковом порядке и
в порядке исполнительного производства (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7, 39, 40
Закона). Отсутствие доказательств обращения с иском и возбуждения
исполнительного производства является основанием для возвращения
арбитражным судом заявления.

До обращения уполномоченного органа с заявлением о признании должника
банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных
платежей, органы исполнительной власти, наделенные правом взыскания
обязательных платежей и сборов (налоговые и таможенные органы) обязаны
принять решение о взыскании недоимки за счет имущества должника.
Отсутствие такого решения также является основанием для возвращения
арбитражным судом заявления.

Обращение с заявлением. Лицо, имеющее право на подачу заявления о
признании должника банкротом, обязано оформить его в соответствии с
требованиями, установленными АПК и Законом о банкротстве. Требования к
содержанию заявления предъявляются Законом о банкротстве более жесткие,
чем АПК к исковому заявлению. Заявление должника должно содержать те же
данные, которые перечислены в ст.37 Закона. К нему, помимо документов,
предусмотренных АПК (доказательств направления с уведомлением о
вручении копии заявления конкурсным кредиторам, в уполномоченные
органы, собственнику имущества должника – унитарного предприятия, в
совет директоров и иным лицам и доказательств уплаты государственной
пошлины) должны быть в обязательном порядке приложены документы,
перечисленные в ст.38 Закона. Заявление конкурсного кредитора и
уполномоченного органа должно соответствовать требованиям,
установленным в ст.39 Закона, к заявлению прилагаются документы,
указанные в ст. 40 и 41 Закона.

Принятие заявления. Процесс принятия заявления о признании должника
банкротом в основном аналогичен порядку, установленному АПК. Здесь
можно выделить две особенности:

а) если заявление подано с нарушением установленных правил или дело
неподведомственно арбитражному суду (например, отсутствуют признаки
банкротства или заявитель просит признать банкротом лицо, не обладающее
конкурсноспособностью), арбитражный суд соответственно сразу возвращает
заявление – ст.44 Закона (институт оставления заявления без движения,
предоставляющий время для устранения недостатков заявления, в делах о
банкротстве не применяется) либо отказывает в принятии заявления – ст.
43 Закона. Введение нормы о возможности отказа в признании заявления
внешне находится в противоречии с АПК (нормами АПК отказ в принятии
даже заведомо неподведомственного арбитражному суду спора не
предусмотрен 4 , вопрос о подведомственности спора решается в судебном
заседании, например, предварительном, предоставляющем возможность
сторонам высказать свою точку зрения на это), тем не менее, это
обстоятельство объяснимо.

Возбуждение судом дела о банкротстве всегда создает для должника
некоторые проблемы, как имущественные, так и личностные: подрывает его
деловую репутацию, может повлечь разрыв хозяйственных связей,
увольнение работников, лишить инвестиций и т. п. Возможность отказа в
принятии неподведомственного суду дела о банкротстве направлено на
предотвращение злоупотреблений, которые могут допускаться
недобросовестными участниками экономических отношений 5 ;

б) принятием заявления, поданным конкурсным кредитором или
уполномоченным органом, автоматически производство по делу о
банкротстве, как это предусмотрено ч. 3 ст. 127 АПК в отношении исков,
не возбуждается. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо
проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к
должнику. Для понимания причин появления такой нормы необходимо
обратиться к истории российского законодательства о банкротстве и
судебной практики.

В силу ст. 56 Закона о банкротстве 1998 г. арбитражный суд с момента
принятия заявления кредитора вводил в отношении должника процедуру
наблюдения, существенным образом ограничивающую дееспособность
должника, кроме того, введение наблюдения, как и вообще принятие судом
заявления о признании должника банкротом, часто негативно сказывается
на деловой репутации любого участника экономического оборота. Этим
обстоятельством нередко пользовались недобросовестные лица,
использующие механизм банкротства в целях передела собственности: они
обращались в суд с заявлением о признании интересующего их лица
банкротом на основании не соответствующих действительности документов,
обосновывающих наличие у должника задолженности. Суд вводил наблюдение,
назначал временного управляющего, часто связанного с заявителем,
механизм банкротства начинал функционировать, все остальное было, как
говорится делом техники.

Конституционный Суд РФ постановлением от 12 марта 2001 г. № 4-П признал
ст.56 Закона о банкротстве 1998 г. не соответствующей Конституции,
предписав арбитражным судам вопрос о введении наблюдения, т. е. о
возбуждении дела о банкротстве, решать только после получения от
должника разъяснений и возражений на заявление. При разработке и
принятии нового Закона о банкротстве 2002 г. законодатель учел эти
обстоятельства и установил норму, разделяющую принятие арбитражным
судом заявления и возбуждение дела о банкротстве путем введения
процедуры наблюдения.

Согласно ст. 42, 48 Закона о банкротстве, после принятия заявления,
поступившего от конкурсного кредитора или уполномоченного органа, судья
назначает в срок, не меньший, чем 15 дней, и не больший, чем 30 дней, с
даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника
банкротом, заседание по проверке обоснованности требований заявителя к
должнику, извещая о времени и месте заседания заявителя, должника,
заявленную саморегулируемую организацию и региональное подразделение
Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.

Поскольку конкурсный кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании должника банкротом только после предъявления
иска о взыскании долга и возбуждения исполнительного производства,
обоснованности его требований проверяется путем установления, вступило
ли решение в законную силу и не исполнено ли оно. Заявление
уполномоченного органа по обязательным платежам подлежит проверке по
существу, если должник отрицает наличие недоимки.

По результатам заседания суд выносит следующие определения: либо о
признании требований заявителя обоснованными и о введении наблюдения (о
возбуждении дела) либо об отказе во введении наблюдения и прекращении
производства по делу (оставлении заявления без рассмотрения), если
требования заявителя признаны необоснованными.

Подготовка дела к судебному разбирательству. Подготовка дела о
банкротстве к судебному разбирательству производится по правилам и в
порядке, установленном АПК (ст. 50 Закона). Вместе с тем, подготовка
дела о банкротстве имеет и свои особенности, в частности:

а) не предусмотрено проведение предварительного судебного заседания в
порядке, установленном ст. 136 АПК. Дело в том, что специфика
рассмотрения дела о банкротстве не требует проведения такого заседания
по следующим причинам: целью проведения предварительного судебного
заседания, в соответствии со ст.134, 136 АПК, является определение
круга доказательств, подлежащих исследованию в судебном
разбирательстве, в том числе их раскрытие, выяснение позиций сторон по
существу спора, определение круга лиц, чьи права и интересы могут быть
затронуты при рассмотрении спора. Все эти задачи решаются арбитражным
судом при подготовке дела о банкротстве иными процессуальными
средствами;

б) подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству, помимо
арбитражного суда, осуществляется временным управляющим в ходе
осуществления наблюдения.

В соответствии со ст. 2 Закона, наблюдение – процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества
должника, проведения анализа финансового состояния должника,
составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания
кредиторов. В данной формулировке перечислены основные задачи
наблюдения. Проиллюстрируем их в сравнении с основными задачами
подготовки дела, рассматриваемого арбитражным судом в порядке искового
производства:

а) обеспечение сохранности имущества должника. Фактически выполняет
роль мер по обеспечению прав кредиторов (обеспечительных мер в исковом
производстве);

б) проведение анализа финансового состояния должника. Основное
обстоятельство, подлежащее выяснению при рассмотрении дела о
банкротстве, установление несостоятельности или состоятельности
должника. Таким образом анализ финансового состояния должника есть
ничто иное как сбор основных доказательств по делу о банкротстве
(естественно, что должник, кредиторы и иные участники дела могут
представлять и свои доказательства);

в) составление реестра требований кредиторов. Данным способом
определяется основной состав лиц, участвующих в деле о банкротстве;

г) проведение первого собрания кредиторов. Его целью является
выявление мнения большинства основных участников дела о банкротстве по
существу дела, то есть в отношении дальнейшей судьбы должника.

В то же время, правовую природу наблюдения можно охарактеризовать и как
способ реализации (исполнения) судебного акта – определения
арбитражного суда о введении наблюдения. Основной задачей определения
арбитражного суда, в силу ч.1 ст.184 АПК, является решение вопроса,
требующего разрешения в ходе судебного разбирательства. Определение о
введении наблюдения выполняет две основные функции: им возбуждается
производство по делу о банкротстве (иначе говоря, запускается механизм
(маховик) банкротства) и ограничивается дееспособность должника в целях
обеспечения прав кредиторов. Назначение, при введении наблюдения,
временного управляющего, роль которого можно уподобить роли комиссара в
армии, преследует определение лица, ответственного за исполнение
определения.

Совокупность перечисленных характеристик наблюдения позволяет дать, с
процессуальных позиций, следующее его понятие: наблюдение – процедура
банкротства, целью которой является исполнение судебного акта
арбитражного суда и осуществление подготовки дела о банкротстве к
судебному разбирательству.

Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве
производится по правилам, установленным АПК (глава19), без каких-либо
особенностей, за исключением обязательности проведения его в
коллегиальном составе, состоящем из не менее, чем трех профессиональных
судей арбитражного суда.

Судебные акты в делах о банкротстве. По результатам судебного
разбирательства по делу о банкротстве арбитражный суд выносит либо
решение либо определение.

Решение выносится в случае разрешения дела по существу. В
случае, если должник имеет признаки несостоятельности, оснований для
введения реабилитационных процедур не имеется, суд выносит решение о
признании должника банкротом и открытии в отношении него процедуры
конкурсного производства (ст. 53 Закона). Если в ходе судебного
разбирательства установлено, что должник признаков несостоятельности не
имеет, а также, если банкротство является фиктивным, суд выносит
решение об отказе в признании должника банкротом, которое является
основанием для восстановления его дееспособности (ст. 55, 56).

Случаи, когда арбитражный суд по результатам судебного разбирательства
выносит определение, можно условно разделить на две группы: при
введении реабилитационной процедуры и при прекращении производства по
делу (оставлении заявления без рассмотрения).

Законом предусмотрены две реабилитационные (другое наименование –
реорганизационные) процедуры: внешнее управление и финансовое
оздоровление. Решение об их введении принимается арбитражным судом в
случаях, когда должник имеет признаки несостоятельности, но
предполагается, что его платежеспособность может быть восстановлена.
Определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления
является промежуточным судебным актом: в случае восстановления
платежеспособности по результатам указанных процедур, арбитражный суд
прекращает производство по делу (ст. 57 Закона), если же
платежеспособность не восстановлена, арбитражный суд, как правило,
принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного
производства (ст.88, 119 Закона).

Прекращение производства по делу о банкротстве производится арбитражным
судом в случаях: восстановления платежеспособности должника в ходе
финансового оздоровления или внешнего управления, заключения мирового
соглашения и утверждения его судом, отказа всех кредиторов от
требований о признании должника банкротом, удовлетворения всех
требований кредиторов, завершения конкурсного производства (ст. 57
Закона). Указанные случаи прекращения производства по делу о
банкротстве можно квалифицировать как отсутствие правовой необходимости
в продолжении рассмотрения дела ввиду выполнения целей банкротства –
института материального и процессуального права.

Определение об оставлении заявления без рассмотрения выносится
арбитражным судом, в основном, в случаях, установленных ст. 148 АПК, в
частности: а) если в производстве арбитражного суда находится дело о
банкротстве этого же должника, а требования заявителя признаны
необоснованными (п.3 ст.48 Закона) 6 ; б) если кредитором или
уполномоченным органом не соблюден предварительный порядок получения
задолженности: кредитор не обращался с соответствующим иском или с
требованием о возбуждении исполнительного производства, уполномоченный
орган обратился с заявлением о признании должника банкротом, не имея
решения налогового или таможенного органа об обращении взыскания на
имущество должника; в) заявление подписано неуполномоченным лицом или
не подписано.

Практически все судебные акты, принимаемые арбитражным судом по
результатам рассмотрения дела о банкротстве имеют две особенности,
отличающие их от судебных актов, принимаемых арбитражным судом по делам
других категорий: а) все они подлежат немедленному исполнению; б)
сведения об их принятии подлежат обязательному опубликованию.

Решение арбитражного суда по делу о банкротстве вступает в законную
силу по общему правилу, через месяц с момента их принятия или с момента
вынесения постановления апелляционной инстанцией (ст. 180 АПК). Но, как
и определения, оно подлежит немедленному исполнению: руководитель
должника отстраняется от должности, его обязанности переходят к
конкурсному управляющему, снимаются все ранее принятые ограничения по
распоряжению имуществом должника, вводится специальный порядок
исполнения должником обязательств и т. д. (ст. 126 Закона) 7 . Можно
сказать, что немедленное исполнение судебных актов по делу о
банкротстве является объективной необходимостью, одним из
основополагающих положений процесса о банкротстве, реализацией
процессуального принципа оперативности при рассмотрении судами
дел этой категории: «Постановка исполнения на основании поданной жалобы
разрушала бы весь смысл конкурсного производства, направленного к
скорейшему лишению должника возможности утаить что-либо из
принадлежащего ему имущества» 8 .

Обязательность опубликования сведений о вынесении арбитражным судом
решения о признании должника банкротом и открытии в отношении него
конкурсного производства, определения о введении наблюдения, внешнего
управления, финансового оздоровления, прекращении производства по делу,
об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего,
а также постановлений вышестоящих инстанций об отмене или изменении
указанных судебных актов является реализацией принципа гласности
рассмотрения дел о банкротстве, вытекающего из, во многом, публичного
характера возникающих после возбуждения дела судом отношений:
«Необходимы такие меры оглашения судебного определения, признавшего
лицо несостоятельным, которые могли бы достичь до сведения
заинтересованных лиц» 9 . Опубликование сведений о принятых судебных
актах, в настоящее время, в соответствии с п. 6 ст. 231 Закона, в
обязательном порядке производится в «Российской газете», официальном
издании Российской Федерации, в электронных средствах массовой
информации (п.1 ст.28 Закона), может быть, при необходимости,
произведено и в других средствах массовой информации (п.4ст.28, п.3
ст.54 Закона). Обязанность по опубликованию сведений возложена, в силу
ст. 54 Закона, на арбитражного управляющего, оплата сведений
производится за счет средств должника.

Обжалование судебных актов. В отношении возможности обжалования решений
и постановлений апелляционной инстанции, принятых по результатам
рассмотрения дел о банкротстве, действует общий принцип, установленный
АПК: решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную и
кассационную инстанцию, постановление апелляционной инстанции, принятое
по результатам рассмотрения жалобы на решение, может быть обжаловано в
кассационную инстанцию.

При решении вопроса о возможности обжалования определений, принимаемых
арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве, законодатель
расширил границы того подхода к праву на обжалование определений,
который установлен ст.188 АПК и, в соответствии с которым, могут быть
обжалованы определения, возможность обжалования которых предусмотрена
АПК, а также, если определение препятствует дальнейшему движению дела.

Согласно п. 3 ст. 61 Закона, в деле о банкротстве могут быть обжалованы
все определения, принятые арбитражным судом. Но, при этом, законодатель
установил дифференцированные сроки и порядок обжалования определений:
те определения, возможность обжалования которых предусмотрена АПК и
Законом о банкротстве, подлежат обжалованию в суды и апелляционные и
кассационные инстанции в сроки, установленные АПК; остальные
определения, в отношении которых не установлено, что они подлежат
обжалованию, могут быть обжалованы только в апелляционном порядке в
четырнадцатидневный срок с момента их принятия (п. 3 ст. 61 Закона).